Сколько на самом деле стоит образование?
Казахстан стал первой страной в мире, построившей Национальные счета образования (НСО) в соответствии с методологией UNESCO.
В 2016 году Фонд Сорос – Казахстан поддержал формирование Национальных счетов образования (НСО). НСО представляют собой систему всестороннего учета и анализа расходов на образование. В отличие от оценок, стандартно проводимых Министерством образования и науки и другими организациями, система НСО объемлет все источники расходов, в том числе и средства населения. Говоря в экономических терминах, если обычно рассматриваются только государственные расходы, то это сужает угол обзора до предложения образовательных услуг государством. Полная же картина, предлагаемая НСО, также освещает вопросы спроса. И это – реальное, измеримое отражение доступности образовательных услуг в стране. В результате, у политиков появляется возможность информированного принятия решений, выработки целевых политик по повышению доступности образования, сглаживанию межрегионального, гендерного неравенства в сфере образования. С точки зрения госуправления в целом, НСО обеспечивают прозрачность и подотчетность системы финансирования образования.
Попробуем на трех конкретных примерах понять, чем могут быть полезны НСО.
Пример №1
Казахстан стремится войти в ОЭСР, в число 30 развитых стран мира. В этой связи была инициирована совместная страновая программа между Правительством Казахстана и ОЭСР. Для дальнейшего развития отношений необходимо показывать прогресс по отраслям и интенсифицировать взаимодействие. Возьмем отрасль образования. Ключевой периодический материал ОЭСР по образованию – Education at a Glance. Если бы удалось включить данные РК в Education at a Glance, это стало бы публичным шагом вперед во взаимодействии с ОЭСР. И Национальные счета образования дают эту возможность, предоставляя полные, методологически верно рассчитанные данные по разделу финансирования образования. Остается направить этот материал в парижскую штаб-квартиру ОЭСР, и voila – мы в деле.
Пример №2
Министерство образования и науки на сегодняшний день анализирует только государственные расходы системы образования. Соответственно, дальнейшее управление системой осуществляется на основе этого анализа. Чего здесь не хватает, так это расходов домохозяйств и предприятий, составляющих значимую часть затрат на образование. Не учитывая четверть платежеспособного спроса, невозможно сделать выводы о рынке в целом. Поскольку государственная система планирует свои расходы и лимитирована доступным бюджетом, через призму государственных расходов можно лишь частично оценить сторону предложения. Спрос же полностью выпадает из анализа и политики. Как же обеспечить доступность образования, не владея информацией о том, по каким направлениям домохозяйствам приходится закрывать потребность самостоятельно?
Пример №3
Исследование показало, что, например:
- бюджетные расходы на дошкольное образование душу населения 1-6 лет различаются в 3,2 раза между регионами (наиболее низкие расходы в Алматинской области);
- расходы на оплату дошкольного образования жителями села за счет собственных средств в 3,6 раза выше, чем в городе;
- бюджетные расходы на проведение олимпиад на 1 учащегося различаются в 12,5 раз (самые низкие расходы, как ни странно, в г. Астана);
- сельские домохозяйства несут более чем в 3 раза более высокие расходы на наем жилья для студентов и учащихся.
Неравенство – одна из ключевых тем ОЭСР, и продвижение в этом направлении было бы чрезвычайно эффективно. Также подобная информация важна для управления, межрегионального выравнивания расходов, выравнивания в разрезе город/село, для выработки единой региональной политики образования.
Это и многое другое – исчерпывающий комплекс аналитики по вопросам финансирования образования – доступно благодаря Национальным счетам образования. Поскольку методология и результаты уже были презентованы официальным лицам и экспертам на различных уровнях, а также размещены в открытом доступе на сайте soros.kz, то остается надеяться, что Министерство образования и науки подхватит идею и примет систему на вооружение, тем более что основные инвестиции в адаптацию методологии уже сделаны. Для сравнения, институционализация аналогичного проекта в здравоохранении продолжается вот уже 6 лет и щедро финансируется за счет средств проекта Всемирного Банка. Было бы нерационально оставлять такой ценный подарок без внимания.
Али Нургожаев, Координатор инициативы «Открытая экономика» Фонда Сорос – Казахстан