пятница, 11 октября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Экономическая преступность растёт

Рост преступности связан с падением доходов.

 

 

По итогам 2016 года Астана вышла на первое место в Казахстане по уровню преступности с показателем 43 преступления на 1000 жителей. При этом, в несколько раз выросло число экономических преступлений

Комитет по статистике МНЭ РК в 2016 году впервые провел опрос среди жителей регионов Казахстана для определения степени доверия к правоохранительным органам, по результатам которых наименьшее доверие вызывают органы антикоррупционной службы и гражданской защиты.

Динамика роста преступности по стране за последние 4 года демонстрирует резкий рост. В какой-то степени это связано с тем, что правоохранительные органы усовершенствовали систему регистрации преступлений. Теперь любое правонарушение автоматически вносится в базу данных, но, к сожалению, это никак не повлияло на уровень доверия к правоохранительным органам. 

 

Источник Комитет по статистике МНЭ РК

Оценка степени доверия в 2016 году к правоохранительным органам.

 

 

Однако примечательно, что наша столица по итогам 2016 года  вышла на первое место в Казахстане по уровню преступности с показателем 43 преступления на 1000 жителей.

Динамика криминогенной обстановки в Астане.

 

 

По сравнительному анализу динамики числа осужденных лиц наглядно виден основной негативный агломерационный эффект – рост преступности. На нижеприведенном графике показана динамика снижения числа осужденных среди сельских жителей и рост числа осужденных среди горожан в г. Астана и Акмолинской области.

 Сравнительный анализ сельской и городской преступности в Астане.

 

 

Таблица по преступности в Астане

Показатель

Ед. изм.

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Доля осужденных от населения

проценты

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

Уровень преступности (общее число преступлений на 1000 жителей в год)

единиц

8

7

6

6

6

20

29

43

41

50

43

Число зарегистрированных преступлений

единиц

4796

4225

3887

3963

4491

15142

22760

34756

34985

43442

41381

Число особо тяжких преступлений на 1000 жителей в год

единиц

3

4

3

3

2

2

3

3

4

3

0

Число экономических преступлений

единиц

249

345

410

514

440

434

817

533

571

1215

1800

 

Уровень преступности в Алматы несколько ниже, но также все предыдущие 10 лет стремительно шел вверх. В 2016 году средний уровень криминогенной ситуации составил 40,3 на 1000 жителей или на 6,2% ниже показателей Астаны. В разрезе районов Алматы и прилегающих территорий наглядно виден негативный агломерационный эффект. В спальном районе с наиболее плотным населением (11 тыс. человек на 1 кв. км.) самый высокий уровень преступности 713,8 зарегистрированных случаев на 10 000 жителей. В Алматинской области, равно как и в новых пригородах Алматы уровень преступности составляет лишь 145 случаев на 10 000 жителей.

Рисунок 91. Криминогенная ситуация в разрезе районов Алматинской агломерации.

 

Источник управление г. Алматы по статистике МНЭ РК

По данным ДВД г. Алматы в 2016 году снижен удельный вес преступлений, совершенных на улицах города, в том числе грабежей и хулиганств. Меньше совершено тяжких и особо тяжких преступлений на 14,8%, в частности разбоев на 14,2%, грабежей на 9,6%, угонов на 7,1%, краж из квартир на 12,5%. Проведенная работа ювенальной полицией снизила на 18% преступления, совершенные несовершеннолетними, а программа нулевой терпимости и соседского присмотра помогла на 25% снизить преступления в сфере в семейно-бытовых отношений.

Однако, как и в Астане на 2015-2016 год пришлись рекорды экономических преступлений 2622 и 2455 соответственно. Число осужденных лиц в Алматы в 2016 году увеличилось до 5216 человек с показателя предыдущего года на 20%

Рисунок 92. Уровень преступности среди городского и сельского населения Алматинской агломерации, число претсуплений на 10 000 жителей.

 

Источник Комитет по статистике МНЭ РК

При анализе основных факторов влияния на уровень преступности в г. Алматы видно, что уровень урбанизации (доля городского населения) и миграционный приток никак не влияют на рост преступности. Данный факт опровергает негативный агломерационный эффект в чистом виде от концентрации населения, но подтверждает иной тезис о росте преступности на фоне падения качества жизни. Ключевыми факторами, спровоцировавшими рост преступности в Алматы и его пригородах, стали падение доходов населения (стремление к нулю способности к накоплению как разница между доходами и расходами), рост доли миграционного притока от числа коренных жителей, критическое снижение охвата техническим и высшим образованием молодежи.

Рисунок 93. Оценка факторов влияния на преступность в Алматинской агломерации

 

Источник расчет EXIMAR на основе данных Комитета по статистике МНЭ РК.

При сопоставлении графика структуры преступлений в Алматинской агломерации мы видим четкую взаимосвязь уровня способности населения к накоплению (диаграмма выше) к уровню экономических преступлений (диаграмма ниже). Такая прямая связь дает повод предполагать, что активные меры по борьбе с экономическими преступлениями не всегда правомерно осуществлялись в период с 2006 по 2011 годы, когда высокий уровень накоплений населения привлекал внимание правоохранительных органов. В период с 2012 по 2015 годы наряду с некоторым восстановлением способности к накоплению населения уровень раскрытых экономических преступлений оставался на низком  уровне. Но в 2015 и 2016 году вновь пошла новая волна финансовых преступлений, теперь уже наряду с резким сокращением доходов населения. Это может свидетельствовать о том, что до ликвидации финансовой полиции как отдельного органа со стороны ключевых правоохранительных органов шла недостаточно прозрачная и зачастую не правомерная работа.

Сегодня же, наблюдая новый рост экономических преступлений, с учетом жесткого контроля действий правоохранительных органов прокуратурой, мы говорим о реальном росте экономической преступности на фоне снижения доходов населения

Доля особо тяжких преступлений при этом имеет тенденцию к сокращению своей доли. Это говорит о том, что ряды преступников в основном пополняются из числа обычных граждан и чиновников, а не криминальных элементов. Мы не можем утверждать, является ли четко прослеживаемая зависимость закономерностью, но со снижением доступа молодежи к техническому и профессиональному образованию прямо пропорционально растет уровень преступности как в городе-ядре Алматы, так и в прилегающих СНП агломерации.

Этот вопрос требует тщательного изучения на уровне межведомственной комиссии МВД РК и МОН РК

Рисунок 94. Динамика структуры преступлений в Алматинской агломерации.

 

Источник расчет EXIMAR на основе данных Комитета по статистике МНЭ РК.

Айман Турсынхан, Директор EXIMAR и член ESOMAR.

 

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33