Почему на текущие парламентские выборы выделено в три раза больше денег, чем на предыдущие?
Государство выделяет на парламентские выборы более 15,3 миллиарда тенге, что практически в три раза больше, чем на прошлые парламентско-маслихатовские выборы 2016 года. Центризбирком объяснил это естественным ростом населения (избирателей), увеличением минимальной зарплаты (отталкиваясь от нее выплачивают денежное довольствие сотрудникам избирательных комиссий) и, естественно, инфляцией.
Новости по теме
А вы заметили потраченные 1,7 миллиарда тенге на парламентские выборы?
06.01.2021 19:01Село обеспечит победу правящей партии. И опять проиграет
29.12.2020 10:12Маслихаты как идеальное местное самоуправление… для власти
10.12.2020 11:12Чего боится власть, ограничив наблюдение за выборами?
07.12.2020 19:12Что и кто стоит за кулисами предвыборных партийных съездов?
30.11.2020 19:11Выборы в парламент как бизнес-проект: на какие партии будет спрос?
19.11.2020 10:11А в это время интерес, а точнее, его отсутствие к начавшейся в стране электоральной компании, которую у нас скорее по привычке называют «выборами», вызывает весьма логичный вопрос: ради чего на них выделяются такие огромные деньги? Стоит ли игра свеч, особенно если детального расклада по затратам (калькуляции расходов) представлено не было? Тем более, если заявлено, что две трети от планируемых затрат уйдет на оплату труда избиркомовцев всех уровней (70 681 человек), а остальное – «на организационные вопросы». Сумма солидная, даже учитывая то, что предстоят расходы на антиковидные мероприятия – на индивидуальные средства защиты выделяется порядка 342 миллиона тенге (почти по 5000 на каждого сотрудника). То есть, даже с учетом роста цен, закупа новых и обновления старых урн и агитационных стендов, а также предусматривая «коррупционный процент», остается пара миллиардов.
На что потратятся эти деньги? Есть версия, что эти деньги могут пойти на реанимацию системы электронного голосования «Сайлау». Как известно, глава ЦИК Берик Имашев уже пару раз заявлял, что никакого онлайн-голосования или увеличения его сроков не будет, так как это не предусмотрено законодательством. Но мы уже не раз были свидетелями, когда наши «лидеры» могут легко обходить свои же законы или, как тот же Центризбирком (на примере с наблюдателями), вольно их трактовать при необходимости получить «нужный результат». Хорошим выходом с этой точки зрения становится «Сайлау», который никто не отменял, а опротестовать его использование уже нет времени и возможностей.
Следует напомнить, что речь идет о наших с вами, как налогоплательщиков, деньгах. Но при этом мы еще и избиратели, обладающие конституционными правами (правда, львиное подавляющее большинство без права быть избранным. Кроме того, обращают на себя внимание и «сопутствующие расходы» из других сфер бюджета. Например, в Алматы появилось новогоднее оформление в виде слогана «Біз біргеміз!», который, как известно, является девизом партии власти. И это только то, что на виду, а если учитывать пресловутый административный ресурс и увеличение довольствия для силовиков, то затраты на электоральную кампанию будут гораздо выше.
Партийные деньги
Таким образом, с государством, а точнее, с теми, кто его представляет, все понятно. Как же обстоят дела с партийными сбережениями? По закону о выборах, партии-кандидаты за период предвыборной агитации должны дважды отчитаться о состоянии своего предвыборного фонда. Заметим, избирательные фонды игроков в «парламентские выборы» формируются из двух источников – собственных средств политических партий и добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Финансирование со стороны иностранцев, зарубежных организаций, местных фирм с зарубежным участием, а также религиозных объединений и благотворительных фондов запрещается.
Практически все денежные операции избирательных фондом строго регламентируются и находятся под строгим контролем (по крайней мере, на бумаге), вплоть до того, в каком именно коммерческом банке нужно аккумулировать средства – это АО «Народный сберегательный банк Казахстана». Есть ограничения и по наполнению фондов. Так, объем собственных партийных денег, вложенных в избирательную кампанию не должен превышать 5000 МЗП (212 500 000 тенге), а пожертвований – 10 тысяч МЗП (425 миллионов).
Согласно открытым данным, на сегодняшний день, «Нур-Отан» и НДПП «Ауыл» внесли в свои избирательные фонды собственно партийных денег по максимуму – по 212,5 млн тенге, «Адал» – чуть более 100 миллионов, а НПК – «всего» 50 020 000 тенге. При этом, «бывшим» коммунистам и «адаловцам» никто ни тиына не пожертвовал, а вот партия «Ак жол» пополнила свой фонд исключительно за счет помощи извне – на 186 млн. Партии власти помогли почти на 400 миллионов, а «Ауылу» – на 17 797 504 тенге. Таким образом, лидером по капиталовложениям является «Нур-Отан», набравший 610 422 700 тенге или без малого полтора миллиона долларов США.
Напомним, что две из пяти партий внесли избирательный взнос за своих кандидатов по партийным спискам: «Адал» раскошелился на 10, а «Ауыл» – на 12 миллионов тенге, которые не будут возвращены, если претенденты не попадут в парламент. Остальные трое освобождаются от этой подати, так как в прошлый раз преодолели семипроцентный барьер. Также необходимо вспомнить о том, что эти три партии получают солидный денежный бонус из бюджета. Так, «Нур-Отан» только в этом году получил 7,8 миллиарда тенге, «Ак жол» 689 миллионов, КНПК 685 миллионов тенге. Кстати, две последние так особо и не отчитались о том, куда ушли эти средства, в отличие от партии власти. К тому же странно, почему это «акжоловцы» не пополнили свой избирательный фон собственно партийными деньгами. Потратили, наверное.
Без креатива
Безусловно, считать чужие деньги – некрасиво, но все-таки интересно, куда и как расходуются средства избирательный фондов «наших» партий? Если мельком оглядеть контент отечественных СМИ, то, на первый взгляд, никакие прорывные предвыборные проекты как будто не видны. На второй – тоже. Если искать целенаправленно, то можно периодически наткнуться на статьи-отчеты о предвыборных встречах в регионах, читать какие-то предвыборные обещания, бросать взгляд на агитационную макулатуру, расклеенную на стендах у избирательных участков. Кое-что проскальзывает по новостным каналам, но, в целом, никаких новых и нестандартных решений не видно.
Заметно, что даже в соцсетях привычные блог-посты с прямой или косвенной рекламой кандидатов в депутаты стали редкостью, а если и попадаются, то тут же подвергаются стебу и сатирическим комментариям. Объективно, даже публикации с упованием на «умное голосование» и призывы к порче бюллетеней (голосование «против всех») встречаются гораздо чаще. Впрочем, может быть, мы не там и не так ищем. Но, подчеркнем, большая часть граждан, которые даже еще не осознали, что уже стали избирателями, и подавно ничего не видят. Можно кое-что списать на сложную эпидемиологическую обстановку в ряде регионов, но можно же было и кое-что придумать. Даже предвыборные дебаты, которые, по идее, должны были несколько разнообразить скучную электоральную кампанию, не подняли настроения и не дали даже намека на острую политическую борьбу. Если коротко, то создалось ощущение, что это все не борьба, а показательные выступления «спортсменов» на каком-нибудь культурно-массовом мероприятии.
Понятно, что всех участников «игры» загнали в строгие рамки и любой шаг в сторону чреват обнулением регистрации, хотя, с другой стороны – уже и снимать с выборов некого. Ясно и то, что для партий одной из основных задач нынешней предвыборной байги является «Не шуми!». Как мы уже отмечали, властям выгодно, когда вокруг выборов нет суматохи, даже естественной, вызванной политическим соперничеством кандидатов, а на этот раз им хотелось бы вообще все сделать «без шума и пыли». Исходя из этой позиции, можно понять, почему часть казахстанцев даже не знает, когда и куда им идти на избирательные участки, да и идти ли вообще.
Ради чего?
Мы уже привыкли, что сотни миллиардов у нас тратятся, мягко говоря, не по назначению. Десятки «прорывных проектов» благополучно забыты и, в лучшем случае, материализовались где-нибудь в Испании в виде уютной виллы на берегу моря. Впрочем, с коррупционной составляющей, которая присутствует буквально в каждом тенге бюджетных средств, все понятно. Да и, как было отмечено выше, часть выделенных на нынешнюю избирательную кампанию денег тоже осядет в чьих-то карманах. Но зачем это нужно?
Все дело в том, что нынешние парламентские выборы – это важный шаг в транзитном периоде, и в некоторой степени, они даже важнее прошлых президентских. Поэтому Астана не жалеет ни средств, ни адмресурса и, уже тем более, не будет жалеть избирателей (граждан) и наблюдателей (активистов). Это своего рода вложение в укрепление режима в момент наступления его максимальной уязвимости.
Что касается партий, а точнее, тех, кто за ними стоит, то здесь более меркантильные мотивы - вложенные средства можно будет потом легко «отбить» через лоббирование интересов финансово-промышленных группировок, которые нередко совпадают с интересами отдельных кланов. В этом плане обращает на себя внимание относительно скромный вклад НПК (всего 50 миллионов тенге) – может быть, это показатель того, что разговоры о не попадании «народников» в следующий созыв мажилиса имеют под собой реальную почву. То есть, «красные» изначально не хотят тратить деньги впустую.
«Ауыл» же, наоборот, вложил собственно партийных денег по максимуму и даже немного набрал за счет «пожертвований». А эта партия вместе с «Адалом» считается аутсайдерами, и особых признаков того, что они могут объективно быть в разы лучше, чем на прошлых выборах нет («ауылчане» тогда набрали 2 процента, а «Бирлик» – еле дотянул до 0,3 %). Впрочем, мы-то с вами знаем, как и для чего там считают.
В любом случае, для большинства «игроков в выборы» это не только и не столько политические амбиции, сколько желание заработать. Ничего личного – только бизнес, как говорится.