воскресенье, 05 мая 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Ждет ли нас «прорыв» в интеграции Москвы и Минска?

Очередная встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко хоть и была уже пятой в этом году, привлекла куда больше внимания, чем обычно. Два президента согласовали 28 союзных программ, трудные переговоры по которым шли с переменным успехом последние три года, что дало повод вновь заговорить о подрыве белорусского суверенитета и ползучем поглощении страны Россией.

Градус таких тревожных слухов повысило то, что руководство обеих стран из репутационных соображений постаралось представить достигнутые соглашения как прорывные. Но можно ли действительно говорить, что новые программы изменят ход интеграции двух государств?

Доступная информация не позволяет сделать четких выводов о том, какие именно решения были приняты и как они будут воплощаться на практике. Перечень союзных программ опубликован, но он представляет собой просто список направлений для гармонизации с краткой расшифровкой. Из него сложно понять, насколько глубоко проработаны программы и каков план и график их реализации. Что-то более-менее конкретное мы, вероятно, узнаем после их окончательного одобрения президентами обеих стран в ноябре на Высшем госсовете Союзного государства.

Тем не менее даже по этому списку можно сделать некоторые заключения о том, куда сейчас движется российско-белорусская интеграция.

Во-первых, программы представляют собой определенный компромисс. Глядя на перечень, не скажешь, что Кремль, пользуясь слабостью союзника, продавил нужные ему решения.

Главные противоречия в интересах двух страх стали понятны еще несколько лет назад, в самом начале переговоров. Для Москвы особенно важны были вопросы налогового и таможенного регулирования – то есть возможности проследить движение товаров по своей территории. Для Минска – условия сотрудничества в энергетике и доступ на российский рынок. И как Минск сопротивлялся введению единого налогового кодекса, так и Москва постоянно откладывала переход к единому рынку нефти и газа.

Сейчас в перечне согласованных программ значится и то, и другое (даже с примерными датами), а значит, на уступки согласились обе стороны. Хотя понятно, что графики воплощения в жизнь этих уступок весьма условны и их вполне может ждать судьба многих других российско-белорусских договоренностей, так и оставшихся нереализованными.

Во-вторых, многие программы выглядят как общие, рамочные документы, которые еще надо будет конкретизировать и уточнять дополнительными законами и соглашениями. Например, программа по гармонизации денежно-кредитной политики предполагает, что до декабря 2022 года российский и белорусский Центробанки заключат соглашение о принципах и механизмах гармонизации денежно-кредитной политики. Какими они в итоге окажутся, мы не знаем.

Похожая ситуация с единым рынком газа. До 1 декабря 2023 года Москва и Минск должны подписать дополнения к Союзной программе и определить там, по каким принципам он будет функционировать и регулироваться. Из пояснения к программе мы узнаем, что эти принципы пока не определены. Учитывая трудную историю газовых конфликтов между двумя странами, поводов для оптимизма тут немного.

В-третьих, стоит вспомнить вопросы, которых не оказалось в опубликованном перечне. А нет там единой валюты, оборонной политики, госбезопасности, наднациональных органов. Политическая интеграция исключена полностью. То есть все направления, затрагивающие основы государственного суверенитета, пока вынесены за скобки. И хотя Лукашенко заявил, что политическую интеграцию не стали обсуждать по инициативе Путина, очевидно, что именно белорусская сторона больше всего на этом настаивала.

Все это плохо вписывается в популярное представление, что ослабленный протестами и изоляцией Лукашенко должен расплачиваться за помощь Кремля кусками суверенитета. Союзные программы в их нынешнем виде слабо похожи на резкое углубление интеграции. А значит, мы или недооцениваем переговорные позиции Минска, или имеем дело с качественным изменением стратегии Москвы. Или и то и другое сразу.

Вероятно, неудачный опыт с Украиной подталкивает российское руководство к тому, чтобы переосмыслить свои подходы и запастись «стратегическим терпением», а не пытаться переломить несговорчивого партнера через колено. В конце концов, Минск сейчас находится в таком непростом положении, что углубленная интеграция (в том числе политическая) становится просто вопросом времени, которого у Москвы гораздо больше.

С другой стороны, тянуть время – проверенная тактика Лукашенко, которая не раз доказывала свою эффективность, когда резкие перемены в международной конъюнктуре помогали белорусскому лидеру найти новые способы для удержания власти и укрепления суверенитета страны. Как знать, не произойдет ли то же самое и сейчас. Например, поток беженцев из Афганистана заставит Европу пересмотреть свои отношения с Минском так же, как в свое время это сделал украинский кризис 2014 года. Поэтому, даже находясь, казалось бы, в безвыходном положении, Лукашенко будет максимально затягивать передачу реального суверенитета в Москву.

К тому же системные факторы (географическое положение, структура экономики, характер политической системы) все равно подталкивают Минск к тому, чтобы максимально диверсифицировать свои торговые потоки и внешнеполитические отношения. Резкие попытки навязать белорусской стороне российские стандарты и образ действий гарантированно приведут к неприятию и сопротивлению даже в нынешней, сложной для Минска ситуации.

Наконец, некоторые чисто формальные и символические аспекты нашумевшей встречи двух президентов подтверждают, что достигнутые договоренности – это не столько прорыв, сколько рутина, пускай и приукрашенная. Бывшие дорожные карты интеграции теперь называются скромнее – «союзные программы». То есть фокус смещается от углубления интеграции в сторону рутинного функционирования Союзного государства. Чтобы никого не нервировать и не создавать завышенных ожиданий.

То, что программы согласовали накануне российских думских выборов, тоже оставляет ощущение погони за внутриполитическим эффектом, даже если это было случайным совпадением.

Тем не менее сам факт, что стороны на высшем уровне согласовали интеграционные документы, тоже говорит о многом. Например, о том, что Москва в дополнение к Евразийскому союзу стремится вести отдельную, углубленную интеграцию с Минском. А значит, считает это направление особенно важным для российской безопасности и даже в некоторой степени для государственной и национальной идентичности.

При этом большое количество согласованных союзных программ не отменяет того, что нерешенным остается еще один фундаментальный вопрос белорусско-российских отношений. Учитывая, какое большое значение Кремль придает соседней стране (а точнее, ее территории) в вопросах безопасности, Москве объективно нужны не просто союзнические отношения с Минском в военно-политической сфере, а долгосрочные гарантии геополитической лояльности.

Наилучшим образом эти гарантии обеспечило бы наличие российской военной и политической инфраструктуры внутри Белоруссии. При нынешней белорусской системе власти добиться этого трудно, но и от усилий в этом направлении Россия вряд ли откажется. А значит, вопрос будет и дальше генерировать напряжение и конфликты в двусторонних отношениях.

Изоляция Минска со стороны Запада и начавшийся там транзит власти создает для Кремля окно возможностей и соблазн качественно нарастить свое политическое влияние в соседней стране. Однако чрезмерное давление на белорусскую сторону в этот период может привести к противоположному эффекту с непредсказуемыми последствиями. Видимо, понимая это, интеграцию ведут по долгому пути, который кажется более надежным.

Денис Мельянцов, Московский центр Карнеги

Оставить комментарий

Политика

Какой станет внешняя политика США после Афганистана Какой станет внешняя политика США после Афганистана
Редакция Exclusive
Что изменило 11 сентября? Что изменило 11 сентября?
Редакция Exclusive
Причина фиаско Запада в Афганистане Причина фиаско Запада в Афганистане
Редакция Exclusive
ОДКБ — это инструмент давления, а не безопасности ОДКБ — это инструмент давления, а не безопасности
Редакция Exclusive
Митинг антиваксеров не состоялся: El Tiregi переоценил их потенциал Митинг антиваксеров не состоялся: El Tiregi переоценил их потенциал
Махамбет Абжан
Ждет ли Украину «афганское» будущее? Ждет ли Украину «афганское» будущее?
Редакция Exclusive
Почему интеграционные карты стали интереснее Минску, чем Москве Почему интеграционные карты стали интереснее Минску, чем Москве
Редакция Exclusive
Токаеву не с кем реализовать свое Послание Токаеву не с кем реализовать свое Послание
Редакция Exclusive
Кремль и Акорда прощупывают взаимные пределы возможного Кремль и Акорда прощупывают взаимные пределы возможного
Редакция Exclusive
Долевому строительству дадут больше свобод в обмен на более пристальный мониторинг Долевому строительству дадут больше свобод в обмен на более пристальный мониторинг
Махамбет Абжан
Токаев призвал уйти с работы тех, кто «не справляется» и «сомневается» Токаев призвал уйти с работы тех, кто «не справляется» и «сомневается»
Редакция Exclusive
«Большая семёрка», ООН и будущее Афганистана «Большая семёрка», ООН и будущее Афганистана
Редакция Exclusive
Токаев объявляет войну монополистам Токаев объявляет войну монополистам
Махамбет Абжан
Свободное общество не может быть создано людьми с порабощенным разумом Свободное общество не может быть создано людьми с порабощенным разумом
Редакция Exclusive
Финансовый подъем Китая неизбежен Финансовый подъем Китая неизбежен
Редакция Exclusive
Участие в "Крымской платформе" приняли те, кто не боится России Участие в "Крымской платформе" приняли те, кто не боится России
Редакция Exclusive
Какую мину заложил Токаев, разрешив голосовать «против всех»? Какую мину заложил Токаев, разрешив голосовать «против всех»?
Редакция Exclusive
Выходные прошли напряженно: Путин и Токаев «просто сверили часы» Выходные прошли напряженно: Путин и Токаев «просто сверили часы»
Редакция Exclusive
Афганистан: союзникам США больше не стоит рассчитывать на их поддержку Афганистан: союзникам США больше не стоит рассчитывать на их поддержку
Редакция Exclusive
Афганистан: очередной типичный провал США Афганистан: очередной типичный провал США
Редакция Exclusive
Что будет в Афганистане при новой власти Что будет в Афганистане при новой власти
Редакция Exclusive
Талибы не смогут построить государство... Талибы не смогут построить государство...
Редакция Exclusive
Новые санкции ЕС: нарушающим права человека будут замораживать счета Новые санкции ЕС: нарушающим права человека будут замораживать счета
Редакция Exclusive
Токаев отражает потребность в переменах, не требующих жертв ни от власти, ни от общества Токаев отражает потребность в переменах, не требующих жертв ни от власти, ни от общества
Карлыгаш Еженова
Кого в Центральной Азии воодушевляет захват Афганистана Кого в Центральной Азии воодушевляет захват Афганистана
Редакция Exclusive
Как в российских медиа «спасают» русских Казахстана Как в российских медиа «спасают» русских Казахстана
Редакция Exclusive
Неопопулистская экономическая доктрина Байдена Неопопулистская экономическая доктрина Байдена
Крымская платформа – внешнеполитический инструмент деоккупации Крыма Крымская платформа – внешнеполитический инструмент деоккупации Крыма
Редакция Exclusive
Антипандемийные протесты – это выражение недоверия к власти Антипандемийные протесты – это выражение недоверия к власти
Редакция Exclusive
Крым как конструктор/спойлер легитимности российской власти Крым как конструктор/спойлер легитимности российской власти
Редакция Exclusive
Новая великодержавная стратегия Америки Новая великодержавная стратегия Америки
Редакция Exclusive
Уйдет ли осенью правительство Мамина в отставку? Уйдет ли осенью правительство Мамина в отставку?
Редакция Exclusive
Утро на Ближнем Востоке: уход США во благо? Утро на Ближнем Востоке: уход США во благо?
Редакция Exclusive
Почему Казахстан – это «младший лейтенант»? Почему Казахстан – это «младший лейтенант»?
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33