пятница, 24 мая 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Валихан Тулешов: «Казахам надо, наконец, прочитать знаки судьбы»

Казахстанский философ Валихан Тулешов, живущий в США, считает, что вся Центральная Азия и Казахстан сейчас подошли к необходимости выпрыгнуть из цивилизационной воронки, в которую они оказались втянуты вместе с Россией.

– Мы все живем в потоке новостей, но, мне кажется, в погоне за деталями упускается нечто очень важное о том, что происходит в нашей части света. Какова ваша точка зрения, как философа – в чем подоплека? Что за всем этим стоит? Почему сейчас много говорят о новом геополитическом порядке и где в нем место Казахстана?

– В какие-то моменты в истории человечества всегда происходят тектонические смещения, когда старые нормы и стандарты жизни перестают играть роль. Другими словами, это можно назвать воронкой времени, когда определенный народ начинает отставать от общечеловеческих трендов и, понимая это, начинает страдать от многочисленных подсознательных комплексов.

– Вы имеете в виду сейчас Россию?

– Я имею в виду Россию в том числе, и нас, как страны, которые пытаются выйти из состояния постсоветскости. Все мы будто попали в воронку, не позволяющую выйти в русло общего потока движения человечества. И таких воронок на реке каждого народа бывает множество. Я отношу к этому вопросы человечности, гуманизма, формирования прав и свобод, морали, философии и искусства. Ведь они тоже не статичны и развиваются вместе с обществом. Они должны соответствовать каждому отрезку времени и отсталость их форм вводят такие страны в регресс.

Россия, имея большую территорию, все время пытается делегировать ответственность за свое развитие главному правителю. И, чем больше отдавали прав этому правителю, тем более он удостоверялся в своей безнаказанности. Поэтому многие русские цари плохо кончали – их убивали. Самодержавные традиции всегда заводили эти народы в исторический тупик. У нас то же самое – понимание свободы и гуманизма в это время уходит вспять и лишает этот народ возможности правильно оценивать ситуацию. Это и психологические комплексы, и фобии…

Сейчас принято сравнивать путинский режим с фашизмом. Но у фашистов был хотя бы образ будущего, пусть и извращенный. Они под флагом модернизации строили автобаны, финансировали новые технологии, Германия лидировала в ракетостроении. А российский режим живет прошлым, возвращением к своей исторической воронке – иметь верховного правителя, авторитарную власть. Это, в свою очередь, привело к отрицательной селекции элит, как при русском царе, так и при большевиках. Сталин сделал то же самое – уничтожая политическую конкуренцию он укоренялся в представлении о своих экстраординарных способностях.

В целом, понятие свободы и гуманизма в немецкой классической философии в русской философии подменилось путем соборности, «Третьего Рима», защиты православия. Все это далеко не способствовало формированию свободного сознания.

– Но ведь все понимают, что империя – это отмирающая форма цивилизации и рассчитывать на ее воссоздание уже, как минимум, наивно? Почему Россия так упрямо хочет воссоздать СССР-2 даже огромной ценой? Почему она не идет по пути Японии, или той же Германии или Великобритании? Откуда этот имперский дух?

– Мы по праву гордимся временами Золотой Орды, но в России она вызвала посттравматический синдром захватничества. Когда-то удержать огромную территорию можно было только в рамках империи, то есть через насилие. Даже СССР создавался на принуждении. Никакого права наций на самоопределение не было, Россия продолжала доминировать во всех национальных конструктах и делает это до сих пор. Когда Пути пришел к власти, у Татарстана забрали нефть, у якутов алмазы. Россия продолжала эксплуатировать ресурсы своих вассалов – так было и есть сейчас. Пока эта система себя не исчерпает, она не закончится. Но империя держится не только за счет экономики. Это и язык, и культура, и пропаганда. Это и есть настоящая экспансия.

Медведев первым проговорился об унитарном государстве, хотя формально это объединение называется федерацией. Под лозунгами федерализма они продолжали эту линию сначала внутри в виде поддержки русского мира, защиты русскоязычных. Но потом внутренняя логика самодержавия вылилась вовне: на Приднестровье, Грузию, теперь Украину. Сейчас споры идут о том, кто старше: Киевская Русь или Московия? Они не могут простить того, что Киев был матерью городов русских. И вот эти ответвлений очень много.

Назарбаев воочию видел, как думает имперская Россия, ее военная элита. Поэтому, когда создавался ТС, а потом ЕАЭС он настаивал на сугубо экономическом союзе. Сейчас мы видим, что именно Россия нарушает эти правила первой и политизирует процесс.

Кремль не простил Украине как раз политическую самостоятельность, когда она уже с начала 90-х начала перестраивать свое законодательство в соответствии с европейскими стандартами. Понятно, что на этом пути было много ошибок и препятствий, но вдохновляли примеры Польши, Румынии, Словении…

– Украина может позволить себе тяготеть к Европе. А куда податься нам, если мы, допустим, окончательно поссоримся с Россией?

– Европейские ценности – это не о территории, это не географии. Существует множество азиатских стран, которые вполне себе живут по европейским законам. Это, например, те же близкие нам Турция или Монголия. В свое время даже Япония взяла конституцию Бисмарка за основу своего устройства. Получилось так, что политический запад стал присутствовать на востоке.

Я всегда говорил о выборе европейского пути для Казахстана прежде всего с точки зрения законодательной базы. Мы знаем, что у нас устоялась автократия и это тоже форма имперскости, которая обращена внутрь страны. И в этом смысле то, что сделал Назарбаев, непростительно. Люди, которые привыкли к власти, наслаждаются ею, теряют контроль не только над страной, но прежде всего над собой. Но что делать сейчас? Очевидно, что ОДКБ, ЕАЭС умирают и первыми в их гробы забивает гвозди сама Россия. И первое, что мы должны сделать – не боятся этого. Все дело в уверенности и осознанности того пути, на который вступает страна, и элита должна это понимать. Конечно, разница в политическом образовании нашей элиты с западными несравнима. Мы десятилетиями жили под жестким колпаком тоталитарного, а потом авторитарного режимов. Власть в оцепенении, а общество требует объяснений. Я понимаю, что Акорда сейчас действует по принципу: сиди на берегу реки и дожидайся проплывающего трупа врага. В глубине души мы уповаем на победу Украины и на то, что теперь у России не будет сил претендовать на наши территории.

– Вам не кажется, что Путин встряхнул мир и оказал ему этим большую услугу?

– На самом деле к этому вела объективная логика развития России и всего постсоветского пространства. Это произошло бы и без Путина. Россия опять захотела воссоздать СССР. Неважно, под какими лозунгами, но философский национализм заключается в его имперскости, в тоталитарном образе мышления, который воспроизводится из поколения в поколение. И в этом треке живем и мы, импортируя такое уникальное постсоветское явление, как «терпилы». Но эти времена, судя по январским событиям, тоже уже уходят в прошлое.

– Сегодня мы вновь начали вспоминать, что европейские ценности родом из наших степей. Но есть ли у нас альтернатива в виде тюркской интеграции. Сейчас часто задают вопрос: зачем менять Россию на Турцию, Путина на Эрдогана?

– Действительно, наш предок Атилла освободил Европу от рабства. Кочевой образ жизни, который живет в наших генах – это образ казаков, свободных людей. Но надо понимать, что политика – это не мораль. Наши власти понимают ситуацию. У них больше информации. Нам надо дождаться окончания активной фазы войны. В какой-то момент мы увидим падение и авторитета, и военной мощи, и ухудшение экономической ситуации в России. И тогда настанет момент отойти в сторону. Сугубо из прагматичных соображений. Я думаю, наша власть ждет этого момента. Мы должны понимать, что наша боеспособность под большим вопросом. Поэтому надо ждать и выжидать. А тем временем, готовится и вести серьезную работу по новым политикам в области миграции, валютного регулирования, тарифов и пр. Но боюсь, что ни правительство, ни парламент не ведут такой работы. Если так, то дело плохо. Надеюсь, что мы просто плохо информированы.

А в целом надо признать наконец, что тюркский проект является частью цивилизационного проекта Казахстана. Мы долго метались, выбирая то путь Сингапура, то Южной Кореи. Потом начались поиски своего пути – Мангилик Ел, Послания, стратегии, Рухани жангыру. Но дело в том, что цивилизационный путь не состоит из отрывочных проектов. В его основе должны быть права и свободы каждой личности. Перед нами стоит великолепный пример жизни 30 государств Европы с совершенно различными культурами. И неважно, начинаем ли мы с создания Тюркского совета или Центральноазиатского союза. Важно, КАК мы претворяем эти вещи.

У нас все еще нет образа будущего, алгоритма, как развивать дальше свою идентичность. Наша ошибка в том, что мы идем от прошлого – к настоящему, а нужно от настоящего («здесь и сейчас») – к будущему. И в этом смысле события последних лет дают нам громкий намек. Например, восстановление территориальной целостности Азербайджана при поддержке Турции, вторжение России в Украину, но еще важнее следующие за этим тектонические изменения.

 Но главное, что показала интеграция Европы – чтобы стать единым политическим объединением тюркским странам необходимо пройти все стадии и этапы объединения культурно-исторического, включая экономический, социальный и наконец политический аспекты. И в этом смысле, воспитание коллективного сознания, соответствующего новой эпохе, или говоря по-новому, формирование национального социального капитала тюркских народов становится наиважнейшей задачей на предстоящий период.

Я уверен, что если наши народы сформируют такой социальный капитал в своих государствах, то будущее Тюркского Союза будет гораздо блистательнее, чем в Европейском Союзе. Ибо нет ничего более универсального, чем интеграция народов, основанная на единстве философской национальности или на философском национализме тюркского суперэтноса, разрастающегося из единого корня и вырастающего в носителя передовой, образцовой философии. И мы должны сделать тюркскость сущностью нашего универсального номадического способа освоения мира. Вот тогда теологическая сущность Turkland оплодотворит Heartland.

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33