воскресенье, 21 июля 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Какие украшения носили древние сарматки, дореволюционные казашки и Куляш Байсеитова

В Центральном государственном музее РК впервые показывают золотые серьги из городища Культобе. Те самые, что пролежали в тайнике больше тысячи лет: со II в. до н.э. – IV в.н.э. до 2019 года, когда они были найдены археологами. Их дизайн сразу поразил ученых, а потом и реставраторов музея: это так называемое «дутое», или «пустотелое» золото.

Находка из Культобе представлена в экспозиции выставки «Көненің көзі»: 100 ювелирных изделий из фондов Центрального музея, от древних, эпохи сарматов, до «демократичных» советских, от украшений казахских мастеров XIX века до работ их коллег, выполненных сто лет спустя. Впрочем, цель выставки – показать не только многообразие ювелирных традиций на территории современного Казахстана, но и возможности и значимость работы реставраторов: в экспозиции можно увидеть фотографии «было» – «стало», до восстановления вещи и после.

Контраст порой разителен: чистка потемневшего от времени серебра и появление на своих законных местах выпавших камней будто возвращают украшение к жизни.

Впрочем, куратор выставки, руководитель отдела реставрации Центрального государственного музея Шолпан Турсунбаева рассказывает, что они работают «только в пределах утраты».

– В ходе археологических раскопок, как вам известно, получается очень разный материал, и к каждому предмету отношение особое. Например, в одном случае может быть только очистка от грязи кисточкой и консервация, больше никакого вмешательства. В другом после чистки может понадобиться убрать какой-то верхний слой, патину. Например, в этой экспозиции есть зеркала, тоже II в. до н.э. – IV в.н.э., там было глубокое поражение, и патина, и ржавчина – с ними художники поработали уже основательно.

Витрина, где представлены эти зеркала из могильника Кылышжар (Южный Казахстан) и серьги из Культобе – центральная в экспозиции «Көненің көзі». В ней – самые древние свидетельства «ювелирной мысли» на территории Казахстана. Каждая из этих археологических находок в свое время стала сенсацией: от ожерелья с гранатами и бирюзой до золотого навершия жезла, найденного в Талдысу экспедицией во главе с известным ученым Александром Подушкиным.

Но, по мнению Шолпан Турсынбаевой, по-своему уникален каждый раздел этой экспозиции. Скромная витрина с лаконичной надписью «Ювелирные украшения “Казхудпрома”», быть может, не привлечет внимание миллениалов, но о многом напомнит поколению «бумеров». В советское время казахские украшения были большой редкостью, они мало у кого сохранились после голода и войны, и когда в 1960-х годах на алматинской фабрике «Сувенир» стали делать национальную «ювелирку» – эти достаточно простые и даже не серебряные вещи сметали с прилавков. Сегодня скромный советский бесблезик, браслет с двумя кольцами из экспозиции «Көненің көзі» – такой же свидетель истории, как роскошный жезл древного правителя.

И как авторские украшения художников XX века, сумевших сохранить традицию казахских зергеров: на выставке представлены работы Гарипа Жалмуханова, Амана Мукажанова и др. Впрочем, на самом деле участие знаменитых мастеров в этой выставке их собственными изделиями не ограничивается: во многом благодаря им современные реставраторы владеют различными техниками и секретами казахских ювелиров прошлого и могут по-настоящему восстанавливать старинные нагрудные украшения (өңіржиек), застежки (қапсырма) и т.д.

Кстати, в экспозиции можно увидеть қапсырма народной артистки СССР Куляш Байсеитовой.

– Когда мы готовили эту выставку и планировали ее открытие именно на Наурыз, мы думали о том, что хорошо было бы не только показать украшения, но и помочь зрителю представить тех женщин, которые их носили, – рассказывает Шолпан Турсунбаева. – Прекрасных женщин. Так появилась идея выставить украшения известных талантливых казахстанских артисток XX века: Куляш Байсеитовой, Шары Жиенкуловой и Жамал Омаровой. Тем более, что мы отмечаем их юбилеи: все они родились в 1912 г. И нам показалось интересным представить украшения этих удивительных женщин в одной экспозиции. Конечно, это далеко не всё...

«Далеко не всё» – это не только об украшениях Куляш Байсеитовой или Шары Жиенкуловой. Это вообще о ювелирном собрании Центрального государственного музея РК. В фондах хранятся больше 14 000 экспонатов конца XVIII – начала XX вв., не говоря уже о более старых. То есть можно представить, какой фронт работ у музейных реставраторов: сегодня на выставке «Көненің көзі» показана даже не сотая его часть.

Гульнар Танкаева, фото автора

Оставить комментарий

Культурная среда

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33