среда, 21 февраля 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Госдолг растет, Нацфонд тает: что делать?

В условиях растущего дефицита бюджета эксперты предлагают Казахстану пойти по пути роста внешнего долга и/или повышения налогов. Однако, проблема заключается в том, что при существующем общественно-политическом устройстве ни один из способов одновременной борьбы с ростом дефицита бюджета и государственного долга не работает.

 

Новости по теме

Сколько нам нужно государства в экономике?

03.08.2020 12:08
Фондовый рынок как зеркало дефектов общественного устройства

20.07.2020 12:07
Долги как следствие избыточного оптимизма КТЖ

За период с 2005 г. по 2019 г. финансовые расходы КТЖ выросли в 57,3 раза. При этом есть новость для любителей конспирологии: вот уже три года, как из индекса тарифов на перевозку грузов всеми видами транспорта исчез тариф на перевозку грузов железной дорогой.

04.06.2020 11:06
«Самрук-Казына» как модель национализации убытков

Экономический и управленческий смысл существования Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» довольно смутен. Теперь, спустя почти десять лет его существования, уже почти никто не помнит, зачем он создавался.

28.05.2020 14:05
Фонд проблемных кредитов: миссия невыполнима

В 2012 году правительство создало АО «Фонд проблемных кредитов» для «очистки» балансов банков от «неработающих» займов. Однако с тех пор стало ясно, что у нас серьезные проблемы с банковским надзором. Фонд уже просто не в состоянии справляться со своей миссией.

21.05.2020 10:05

Вышли первые данные по исполнению государственного бюджета за первое полугодие 2020 г. Если говорить о налоговых поступлениях, то они снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: 3 770 млрд тенге в этом году против 4 224,9 млрд тенге в 2019 г.

Дефицит бюджета в первом полугодие этого года равен 807 млрд тенге. В прошлом году за этот же период бюджет дефицит составил 112,2 млрд тенге.

Самочувствие отечественного бюджета сильно ухудшилось – это очевидно. Причем, до такой степени, что в правительстве уже обсуждается вопрос повышения налогов. Правда, глава государства предостерег от поспешного принятия решения: «В Правительстве обсуждается вопрос увеличения доходной части бюджета. Рассматриваются вопросы повышения ставок отдельных налогов, в том числе КПН и НДС. Можно понять Правительство, так как это самый доступный способ увеличения поступлений в бюджет. Но в условиях, когда нужно оживлять экономику, механическое увеличение налогов может серьезно ухудшить и без того непростую социально-экономическую ситуацию. Поэтому подойти к данному вопросу нужно максимально взвешенно».

И хотя, начиная с 2008 г., бюджет в Казахстане сводится с дефицитом, его размеры все еще не являются критическими. На рисунке 1 приведена динамика дефицита/профицита бюджета в сравнении с аналогичным показателем для Греции, где бюджетный дефицит привел в полное расстройство государственные финансы и породил финансовый кризис.

Рисунок 1

Напомню, что Греция решила проблемы за счет резкого сокращения бюджетных расходов, что вызвало падение экономики и уровня жизни населения. Но, как мы видим, в конечном итоге, ей удалось ликвидировать бюджетный дефицит и даже перейти в фазу экономического роста.

Нам до греческих страстей все еще далеко. Но, с другой стороны, государственный долг растет, а Национальный фонд потихоньку тает (смотрите рисунки 2 и 3).

Рисунок 2

(Примечание. Минфин переехал на новый сайт с ужасно неудобной навигацией. В добавок, данные со старого сайта полностью еще не перенесены, но на старом сайте они уже недоступны. Поэтому пришлось комбинировать данные Всемирного банка и минфина).

Рисунок 3

Если цены на нефть не будут превышать 50 долларов за баррель, а эффективность расходования бюджетных средств останется такой же как сейчас, то дефицит будет оставаться на текущем уровне (это без учета нынешнего кризиса), а государственный долг будет расти, что, рано или поздно, приведет в расстройство систему государственных финансов.

Проблема заключается в том, что при существующем общественно-политическом устройстве ни один из способов одновременной борьбы с ростом дефицита бюджета и государственного долга не работает.

Есть три опции: увеличить налоговую нагрузку, снизить государственные расходы, комбинация первых двух.

Рост налоговой нагрузки. Здесь есть две проблемы.

Первая – Казахстан все еще молодая и развивающаяся экономика. И Казахстану требуется приток инвестиций, зарубежных и отечественных. Другое дело, что они используются не очень эффективно. Как бы там ни было, рост налоговой нагрузки приведет к бегству капиталов. А те, кто не смогут убежать будут уходить в тень. Таким образом, налогооблагаемая база/обороты будет снижаться, будут снижаться и налоговые поступления.

Вторая – взаимодействие государства и предпринимательства. Адепты роста налоговой нагрузки любят ссылаться на опыт развитых стран: у них же нагрузка превышает порой 30% и ничего, живут, развиваются. А у нас всего в районе 12% - есть резерв для роста. Разница между развитыми странами и Казахстаном заключается в том, что высокие налоги, во-первых, отчасти компенсируются, снижением транзакционных издержек для бизнеса. А во-вторых, высокие налоги компенсируются высоким качеством исполнения государством своих социальных обязательств. Мы все понимаем, что в наших реалиях никакой компенсации в случае повышения налогов не будет. А это чревато ростом социального недовольства, со всеми вытекающими обстоятельствами.

Снижение государственных расходов. Здесь тоже есть проблемы.

Первая. Казалось бы, уберите неэффективные расходы и можно будет сводить бюджет без дефицита. Но наше государство, в том состоянии в котором оно сейчас пребывает, на это просто неспособно. Потому что одна из неотъемлемых функций нашего государства – это генерировать неэффективные расходы.

Вторая. При, мягко говоря, и так невысоком качестве исполнения своих социальных обязательств государством, сокращение расходов приведет к еще большему их ухудшению. При этом все неэффективные расходы останутся на месте. В условиях роста социального недовольства снижение качества образования, здравоохранения, безопасности, его уровень еще более вырастет. А это может иметь самые непредсказуемые последствия.

У государственных финансов есть одно свойство – когда они расстраиваются, всем становится ясно, что по-прежнему жить нельзя. Начинаются реформы. Успешны из них те, которые стартовали еще до того, как подошли к роковому рубежу полного развала государственной финансовой системы. Те же, на проведение которых решились в последний момент, как правило, проваливаются.

У Казахстана есть достаточно большой запас по времени. Будет обидно, если его растратят в пустую.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33