вторник, 14 мая 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Изменения в Конституцию должны быть обсуждены на всеказахстанском курултае

Проект Закона о дополнениях и изменениях в Конституцию РК нельзя отдавать на откуп ни парламенту, ни на референдум. Он должен быть обсужден на всеказахстанском курултае с участием профессионалов. Только после этого законопроект можно будет направить в парламент, а потом и внести на референдум. Только тогда ему можно будет доверять.

16 марта 2022 года президент Казахстана обратился с Посланием, в котором поднял давно назревший вопрос о комплексной модернизации политической системы страны. Она затрагивает ключевые положения основ государственной власти и гражданского общества, а именно совершенствование институтов президента, парламента, конституционного контроля, выборов, местного самоуправления, партийного строительства, усиления правозащиты, повышения конкурентоспособности СМИ, совершенствования административно территориального устройства страны.

Очевидно, что все это невозможно без проведения конституционной реформы. Поэтому 29 марта 2022 года президент страны принял Указ о создании рабочей группы по поправкам в Конституцию. В экспертном сообществе Казахстана это вызвало серьезную полемику.

Не всеми специалистами предложенная в Послании программа модернизации была воспринята однозначно. Кто-то в ней увидел дежа вю былого, кто-то, напротив, посчитал её прорывом если не к демократии, то к новому Казахстану. Такой плюрализм мнений только радует.

В обобщенном виде критические замечания по Посланию сводятся к тому, что в нем предложены лишь косметические изменения существующей государственной власти. Доводом тому являются положения Послания, в которых четко прослеживается возврат к старым истокам, которые прежде уже имели место в новейшей истории нашего конституционного законодательства.

Так, например, предложение о том, что президент на период своих полномочий должен приостанавливать свою деятельность в политической парии ранее уже содержалось в пункте 2 ст.43 Конституции РК. В качестве другого реверса можно назвать предложение о замене Конституционного Совета на Конституционный Суд, который существовал в бытность Конституции 1993 года. Возврат к выборам кандидатов в депутаты в мажилис и маслихаты на основе самовыдвижения тоже нельзя назвать новацией.

Внушает определенные надежды тот факт, что в Послании нашли отражения многие предложения и критические замечания, которые ранее высказывали эксперты по ходу предыдущих конституционных реформ, но тогда они не были услышаны.

В частности, власть услышала, что существующая избирательная система выборов депутатов мажилиса и депутатов маслихатов сильно ограничила возможности широкого круга граждан на реализацию ими гарантированного Конституцией пассивного избирательного права. Властью была услышана критика выдвижения Ассамблеей народа Казахстана 9 депутатов в мажилис парламента. В Послании нашли реализацию положения о замене квазисудебного Конституционного Совета на Конституционный Суд.

В то же время нельзя обойти молчанием и критику большинства представителей экспертного сообщества о том, что в Послании не нашел отражение вопрос о постановке на утрату Конституционного закона «О первом Президенте РК». А главное, в нем нет механизмов, которые бы исключали возможности узурпации власти одной политической силой или одним политическим лидером.

Понятно, что Послание народу – это не закон, где должна отражаться детализация всех программных устремлений. Поэтому основное внимание экспертного сообщества должно быть сосредоточено не столько на положениях Послания, сколько на проектах законов, которые будут разрабатываться на его основе.

Именно в законодательных актах будет решаться вопрос о детализации механизмов, направленных на модернизацию политической системы страны. Важность этого момента состоит в том, что разработчики законопроектов могут, в силу разных обстоятельств, отойти от сути провозглашенных Президентом страны намерений и придать им иной правовой смысл. А значит, нужно четко понять, КТО и КАК будет принимать этот Закон. Постановка данного вопроса не случайна. Дело в том, что существующий порядок принятия дополнений и изменений в Конституцию к данному моменту не подходит. Во-первых, действующий парламент РК был избран до январских событий 2022 года и по этой причине, вряд ли пользуется безусловным доверием в обществе. Но и предлагаемое принятие этого Закона на республиканском референдуме тоже едва ли уместно.

Говоря о референдуме как об институте демократии, не следует забывать, что он не всегда соответствовал своей претензии на демократичность. Так, например, Наполеон I, Наполеон III, А. Гитлер и другие диктаторы использовали референдумы для того, чтобы усилить свои полномочия. В новейшей истории имеют место факты, когда на референдумах продлялись полномочия президентских мандатов (Египет, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и др.).

Вынося важнейшие государственные вопросы непосредственно на решение избирателей, не берется в учет, что многие из них зачастую не имеют даже возможности разобраться в их сути. Народ не может быть компетентным во всех вопросах, а самое главное, он подвержен манипуляциям.

Об осторожном применении референдума говорят и зарубежные ученые. Так, Г.Сартори отмечает, что «линия, разделяющая употребление и злоупотребление в случае с референдумами очень тонкая. Референдум представляет собой обоюдоострый меч, которым создатели конституции должны пользоваться с осторожностью».

Венгерский юрист А. Шайо, сопоставляя институт референдума и законодательного процесса, вполне справедливо отмечает, что «в противоположность законодательному процессу, строящемуся на рациональном обсуждении спорных вопросов и убеждении, референдум – это сфера эмоций» и политик, который отрицает это, всегда рассчитывает именно на эти недостатки и готовиться воспользоваться ими.

Критические рассуждения о референдуме никоим образом не умоляют его демократических достоинств. К ним можно отнести широкий представительный характер референдума, непосредственность волеизъявления народа, сравнительно быстрый и простой способ решения вопроса. Кроме того, референдум позволяет четко определить позицию граждан по тому или иному вопросу, предоставляет возможность всем гражданам путем голосования высказать свое мнение по судьбоносным и иным вопросам, вынесенных на обсуждение; дает возможность гражданам принять решение с учетом интересов общества, а не узкой группы лиц или партии.

Но, с учетом названных потенциальных издержек такого механизма, как референдум, есть такая альтернатива, как всеказахстанский курултай (с полномочиями учредительного собрания), в состав которого вошли бы не только лидеры политических партий, представители бизнеса, но и ученые-юристы, политологи и другие представители общественных наук из ведущих вузов страны, а также независимые специалисты гуманитарии. При этом, обсуждение законопроекта должно носить не формальный характер, а иметь форму полноценного постатейного обсуждения, с правом редактирования статей. По итогам такого обсуждения, законопроект можно будет направить в парламент, а уже по результатам его принятия парламентом внести принятый им Закон на плебисцит (референдум).

Плебисцит – это разновидность референдума. Так, например, во Франции и в государствах воспринявших французскую доктрину конституционного права, плебисцит употребляется как специальный термин обозначения референдума. На плебисцитах, как правило, решаются судьбоносные вопросы государства. Полагаем, что к числу таких сегодня относятся и вопросы, связанные с конституционным реформированием.

Голосование по вынесенному на референдум Закону продемонстрирует доверие его инициатору, покажет степень поддержки народом проводимой им политики. Описанный порядок позволит не только объединить народ, но и заручиться власти поддержкой в проведении предстоящих реформ.

Эдуард Мухамеджанов, доктор юридических наук, профессор

Оставить комментарий

Общество

Промышленная революция в Бестобе: хроника сопротивления Промышленная революция в Бестобе: хроника сопротивления
Редакция Exclusive
Правда о «поддержке» россиян войны с Украиной Правда о «поддержке» россиян войны с Украиной
Мерей Сугирбаева
Надежды казахстанцев рухнули в Жанаозене 2011 года Надежды казахстанцев рухнули в Жанаозене 2011 года
Марат Усманов
Казахстан и арабский мир: начало «Большой Игры» Казахстан и арабский мир: начало «Большой Игры»
Марат Смагулов
Подорожает ли внутренний туризм этим летом? Подорожает ли внутренний туризм этим летом?
Анна Ямпольская
Проблемы бедных стран все больше напоминают проблемы богатых стран Проблемы бедных стран все больше напоминают проблемы богатых стран
Редакция Exclusive
У Казахстана большие энергетические амбиции, но они ничем не подкреплены У Казахстана большие энергетические амбиции, но они ничем не подкреплены
Редакция Exclusive
Шелковая люстрация по-казахстански: к чему приведет «звездопад» чиновников? Шелковая люстрация по-казахстански: к чему приведет «звездопад» чиновников?
Рената Лачина
PR-почерк российских рестораторов: работать ниже пояса PR-почерк российских рестораторов: работать ниже пояса
Мерей Сугирбаева
Елена Бахмутова: «Держать голову в холоде. Особенно в кризис» Елена Бахмутова: «Держать голову в холоде. Особенно в кризис»
Анна Ямпольская
Деколонизация – это не против России, а за – национал-патриотизм Деколонизация – это не против России, а за – национал-патриотизм
Карлыгаш Еженова
Нас нет в учебнике истории. Монолог русского человека, приехавшего в Казахстан Нас нет в учебнике истории. Монолог русского человека, приехавшего в Казахстан
Сорин Брут
Вместо промышленности Казахстану нужно развивать сервис и услуги Вместо промышленности Казахстану нужно развивать сервис и услуги
Редакция Exclusive
На чьей стороне будут русские Казахстана и казахские «ватники» в случае войны с Россией? На чьей стороне будут русские Казахстана и казахские «ватники» в случае войны с Россией?
Мерей Сугирбаева
У Казахстана не было никаких шансов сохранить статус ядерной державы У Казахстана не было никаких шансов сохранить статус ядерной державы
Редакция Exclusive
О чем молчат казахстанские мукомолы? О чем молчат казахстанские мукомолы?
Редакция Exclusive
Митинги – новый инструмент в бизнес-конкуренции и политических войнах? Митинги – новый инструмент в бизнес-конкуренции и политических войнах?
Редакция Exclusive
Война России разделила мусульман СНГ на два лагеря Война России разделила мусульман СНГ на два лагеря
Марат Смагулов
Игорь Дужнов: "Необходимо было стрелять в пособников банковской олигархии" Игорь Дужнов: "Необходимо было стрелять в пособников банковской олигархии"
Редакция Exclusive
100 дней после приказа: чего достиг Досаев как аким Алматы 100 дней после приказа: чего достиг Досаев как аким Алматы
Рената Лачина
«Демонополизация» по-алматински: Досаев начал передел рынка «Демонополизация» по-алматински: Досаев начал передел рынка
Редакция Exclusive
Строительство АЭС: слишком важно, чтобы принять окончательное решение Строительство АЭС: слишком важно, чтобы принять окончательное решение
Редакция Exclusive
С новой стагфляцией невозможно бороться? С новой стагфляцией невозможно бороться?
Редакция Exclusive
Чем грозит Казахстану выход из ЕАЭС? Чем грозит Казахстану выход из ЕАЭС?
Анна Ямпольская
Куда податься казахстанской нефти Куда податься казахстанской нефти
Ахмед Калиев
В Казахстане нашли революционный способ лечения аллергии В Казахстане нашли революционный способ лечения аллергии
Мерей Сугирбаева
Ваххабизм – признак организованной нестабильности Ваххабизм – признак организованной нестабильности
Марат Смагулов
«Байрактары»: геополитический вызов тюрков или эффект пропаганды? «Байрактары»: геополитический вызов тюрков или эффект пропаганды?
Редакция Exclusive
Сколько будет стоить война в Украине Казахстану? Сколько будет стоить война в Украине Казахстану?
Анна Ямпольская
Семей: жители будущего областного центра более 30 лет живут без воды, тепла и чистого воздуха Семей: жители будущего областного центра более 30 лет живут без воды, тепла и чистого воздуха
Айя Канатова
Чем обернется раскол казахстанского общества из-за войны в Украине? Чем обернется раскол казахстанского общества из-за войны в Украине?
Редакция Exclusive
Казахстану не миновать санкций из-за неготовности к декарбонизации Казахстану не миновать санкций из-за неготовности к декарбонизации
Марат Усманов
Что делает Фонд имени Конрада Аденауэра в Казахстане? Что делает Фонд имени Конрада Аденауэра в Казахстане?
Редакция Exclusive
Что делает Фонд имени Конрада Аденауэра в Казахстане? Что делает Фонд имени Конрада Аденауэра в Казахстане?
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33