понедельник, 20 мая 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Новый налоговый кодекс: еще рано терять бдительность

На днях Мажилис одобрил проект Нового налогового кодекса в первом чтении. Документ обсуждали отраслевые эксперты и бизнесмены. Предполагается, что новый налоговый кодекс направлен на поддержку МСБ, оздоровление финансового сектора страны, стимулирование определенных областей недропользования.

 

 

Второй важный момент - налогоплательщикам будет дано достаточное время для внимательного изучения нового кодекса.

Штат работников в обеих формах будет составлять максимум 30 человек

Между тем, представители малого и среднего бизнеса, для которых налоговый режим остался почти без изменений, должны внимательно изучить те небольшие корректировки, которые были внесены в проект нового кодекса. В частности, в новом кодексе уравнены условия для ИП и ТОО: по упрощенной декларации теперь штат работников в обеих формах будет составлять максимум 30 человек. Ранее было – для ИП – 25 человек, для ТОО – 50 человек. Такая ситуация выгодна для ИП, но не выгодна для ТОО, потому как означает невозможность использования упрощенного режима.

Кроме того, общим стал и максимальный доход для ИП и ТОО, и это также не выгодно для ТОО.

В новый кодекс внесен новый режим с фиксированным вычетом 

Министр национальный экономики Тимур Сулейменов говорит, что новый режим выгоден для тех, у кого большие обороты, но низкая прибыль. Налогоплательщик будет вынужден выбирать для себя более выгодный режим. В частности, новый режим с фиксированным вычетом предполагает четкий учет доходов и расходов, и государство позволит сделать дополнительный вычет. Новшество режима и его выгода заключается в том, что в пределах 30 процентов от дохода учет ведется без документального подтверждения. Налоговой базой станет разница между доходами и расходами.

Тем временем, эксперты-экономисты считают, что новый налоговый кодекс лоббирует интересы крупных компаний. В частности, недропользователей

Согласно проекту, в сфере недропользования будут простимулированы инвестиции в геологоразведку, отменен налог на сверхприбыль для горнорудной отрасли, а также отменен бонус коммерческого обнаружения в целях стимулирования успешной разведки. Для морских и глубоких нефтяных месторождений предложен более простой альтернативный налог на недропользование.
О том, какие споры и предложения выдвигались в ходе работы над новым проектом кодекса, в эксклюзивном интервью нашему порталу поделилась директор ОО «Формирование налоговой культуры» Наталья Янцен. Ее экспертная задача состояла в изучении новых условий налогообложения для НПО.

- Наталья, для каких категорий налогоплательщиков новый проект налогового кодекса является предпочтительным, а для каких влечет серьезные изменения в порядке налогообложения?

- Новый кодекс с точки зрения налоговой нагрузки претерпел серьезные изменения только в отношении недропользователей, по налогообложению которых произошли послабления, включая снижение налоговых ставок.  Для остальных налогоплательщиков каких-либо серьезных изменений в размере налоговой нагрузки не произошло, даже отменили ряд льгот по НДС.

Для МСБ предусмотрели унификацию условий применений упрощенного налогового режима для ИП и ТОО, что является для ТОО ухудшением их положения, так как многие из них просто уже не подойдут под данный режим.  И ввели новый альтернативный режим фиксированного вычета, но пока сложно сказать, кому он будет выгоден. По размеру налоговой нагрузки он ближе к упрощенному режиму, но с ведением учета расходов.

- В одном из своих интервью вы упоминали об изменениях в налогообложении, которые, так или иначе, затронут неправительственные организации. Не могли бы вы поподробнее рассказать о предлагаемых изменениях, а также о том, каким образом они отразятся  на социальных проектах?

- Экспертная группа юристов, проанализировав проект Налогового кодекса в рамках налогообложения НПО, пришла к выводу, что изначально в проекте Налогового кодекса отсутствовал ряд льгот для некоммерческих организаций, которые имеются в действующем Налоговом кодексе. При этом, по словам Директора Департамента налоговой и таможенной политики Министерства национальной экономики Республики Казахстан Амрина А.К., в отношении налогообложения НПО в проекте Кодекса была заложена политика – НЕ ухудшать налогообложение по сравнению с действующим налоговым кодексом, поэтому действующие налоговые льготы, по их мнению, перенесли в полном объеме. 

Фактически же проект кодекса в его первоначальном виде ухудшал налогообложение НПО. Исчезли некоторые налоговые льготы, отменен раздельный учет расходов и т.д.

- Что, в свою очередь, вы предлагаете?

Было принято решение изменить ситуацию и добиться, как минимум, сохранения налоговых льгот в том объеме, который есть в действующем кодексе. 

Что именно явилось беспокойством для НПО в проекте Налогового кодекса, но при этом нам удалось найти взаимопонимание и изменить нормы на текущий момент ко второму чтению?

Во-первых, проект Налогового Кодекса РК в первоначальном варианте содержал нормы в статье 289 по КПН для НПО, занимающихся одновременно некоммерческой и предпринимательской деятельностью, которые являются при определенных условиях дискриминационными, нарушающими принципы определенности и справедливости налогообложения.

В чем это выражается?  Проект предлагал отмену раздельного учета доходов и расходов по некоммерческой деятельности и предпринимательской деятельности НПО и вменение определения вычетов по предпринимательской деятельности ни в соответствии с фактически понесенными затратами, а исходя из удельного веса доходов и расходов.  

Мы рассчитали разные варианты. Не вдаваясь в подробности методологии скажем одно, что при таком подходе с применений удельного веса у НПО может возникнуть корпоративный подоходный налог (КПН) к уплате при полном отсутствии прибыли. 

Согласитесь, что это, как минимум, несправедливо, и как максимум, странно… у бизнеса при отсутствии прибыли КПН не возникает, а у некоммерческой организации возникает

Экспертная группа предложила свой вариант статьи, чтобы, как и в действующем налоговом кодексе, у НПО было право выбора учета доходов и расходов по пропорциональному методу (по удельному весу) либо раздельному методу.

Второе: В проекте Налогового кодекса РК отсутствовала норма по освобождению от индивидуального подоходного налога (ИПН) выплат за счет средств грантов, кроме оплаты труда. 

Третье: В проекте Налогового кодекса РК отсутствовала норма по освобождению от социального налога выплат за счет средств грантов. 

Мы предлагали льготы по ИПН и социальному налогу восстановить в проекте Налогового кодекса.

- Ваши предложения нашли поддержку у депутатов и государственных органов?

- Наши поправки нашли поддержку у депутатов, несколько из них подтвердило готовность их поддержать, а депутат Казбекова М.А. внесла поправки от своего имени и помогла нам несколько раз собраться с представителями министерства национальной экономики и министерства финансов для согласования позиций и выработки формулировок норм, которые устроили все стороны.

По итогам второго чтения прошла поправка по КПН по раздельному учёту. Теперь НПО могут спокойно продолжать вести раздельный учет по расходам, связанным с предпринимательской деятельностью и расходам, не связанным с предпринимательской деятельностью, не боясь в конце года получить непредвиденный КПН при отсутствии чистого дохода по предпринимательской деятельности.

Кроме того, прошла поправка по КПН в части добавления расширительного понятия «грант» в статью 289 проекта Налогового Кодекса с целью освобождения государственных грантов Оператора от КПН. При этом, сформулировано поправка так, что под освобождаемые от КПН "гранты" могут попасть не только государственные гранты и гранты, выданные грантодателями из перечня Правительства, но и любые другие гранты. Надо будет подумать о ее расширительном применении на практике в нашу пользу.

Прошла поправка по ИПН в части освобождения от ИПН выплат за счет средств грантов, которое будет действовать в рамках нового Налогового кодекса с 2020 года, а также в рамках Закона «О введение в действие Налогового кодекса» с 2018 года. 

С января 2016 г. льготу по ИПН восстановят в рамках действующего Налогового кодекса (смотрите приложенное положительное заключение Правительства по этой льготе). Как стало известно, за появление этой ретроспективной нормы надо благодарить Амрина Е. из МНЭ, с которым НПО нашли взаимопонимание по налогообложению НПО.  

И наконец, прошла поправка по социальному налогу в части освобождения от налога выплат за счет средства грантов. Льготу по этому налогу вернут в Налоговый кодекс.

- По вашему мнению, можно ли ожидать принятия ваших поправок в окончательной редакции налогового кодекса?

- Конечно, не стоит расслабляться, впереди еще Сенат и Президент. До 1 декабря 2017 года вся работа над проектом Налогового Кодекса должна будет завершена и пойдет на подпись Президенту (может и раньше). Будем надеяться, что все наши поправки по налогообложению НПО сохранятся в Налоговом кодексе и весь сектор вздохнет с облегчением! 

 

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33