вторник, 15 октября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Перейти к однопалатному парламенту и увеличить число депутатов

Эти и многие другие предложения прозвучали от представителей    неправительственного сектора, международных организаций, казахстанских политологов и экспертов как реакция на новый политический курс Токаева с дискуссии, организованной Центре Исследования Правовой Политики.

По мнению Посла Великобритании в Казахстане Кэти ЛИЧ, стране как никогда необходим диалог между гражданским обществом и властью для совместного реформирования политической системы.

– Январские события продемонстрировали определенный кризис в политической системе страны,– отметила госпожа ЛИЧ,Президент Казахстана Токаев обратил на это внимание во время своего Послания, где озвучивал пакет реформ, часть из которых затрагивала избирательный процесс и выборы. Мы приветствуем этот путь, но, как говорится, «дьявол кроется в деталях». Избирательная система включает в себя множество различных компонентов. В связи с этим, новые реформы требуют комплексного подхода, где все компоненты выстроены для обеспечения подлинного представительства интересов граждан в органах власти через конкурентные выборы. Президент Казахстана затронул большинство из этих вопросов, которые помогут сделать выборы именно такими, и мы надеемся, что это хороший сигнал для дальнейшей демократизации.

Политолог, международный эксперт по выборам Димаш АЛЬЖАНОВ считает, что Казахстану не нужен двухпалатный парламент и пришло время изменить действующую с 1995 систему.

– Двухпалатный парламент, как правило, характерен для федеральных и квази-федеральных государств, где верхняя палата представляет интересы субнациональных правительств или где региональные различия требуют своего представительства, – говорит эксперт. – В Казахстане нет ни региональных правительств, ни исторически обособленных политических образований. Более того, маслихаты областей и городов республиканского значения не являются политически автономными органами власти, и находятся в зависимости от назначаемых президентом акимов. В силу этого, избираемые через маслихаты сенаторы не имеют прямой связи с обществом и лишены самостоятельности в принятии решений. Таким образом, бикамерализм, как и в случае с другими постсоветскими авторитарными странами (Беларусь, Таджикистан, Узбекистан) используется в Казахстане как инструмент президентского контроля над парламентом для продвижения или блокировки законодательных изменений.

Система сдержек и противовесов

По мнению Альжанова, даже переход на формирование состава Сената через прямые выборы не решит основную проблему дублирования функций нижней палаты, и не предохранит от рисков, связанных с блокировкой законодательного процесса. Поэтому для институциональной целостности и демократической ответственности парламента, а также прямого представительства интересов граждан, необходимо упразднить Сенат и перейти к однопалатному парламенту.

С другой стороны, считает политолог, неоправданно занижено действующее количество мест нижней палаты. Как показывает международная практика, близкие по населению к Казахстану страны имеют больше мест в парламенте. К примеру, в парламенте Румынии только в нижней палате 330 депутатов, а в Чили – 198 депутата, включая 43 избираемых напрямую избираемых сенаторов, в Нидерландах – 225 депутатов, включая 75 сенаторов представляющие самоуправляемые провинции страны. Схожее с Казахстаном количество депутатов (107) в нижней палате имеет только Армения при населении в три миллиона человек.

– Увеличения состава Мажилиса до 265 депутатов несет с собой очевидные преимущества и поспособствует формированию новых устойчивых каналов связи между депутатами и избирателями, – говорит Альжанов. – Поскольку, чем больше депутатов, тем эффективнее их взаимодействие с избирателями в рамках законодательного процесса. Именно наличие этих связей помогает выявлять потребности и проблемы населения и вовремя вырабатывать необходимые политические решения, таким образом, закладывая основу для стабильного функционирования политической системы.

Намеренное сокращение количества депутатов с 360 до 177 в 1993 году, с 177 до 67 в 1995 году и до действующего значения в 107 депутатов в 2007 году является в числе основных причин утраты парламентом независимости перед президентом. Ограничив представительство интересов общества в законодательной ветви власти, была ослаблена система сдержек и противовесов.

На взгляд и.о. директора ОФ «Центр исследования правовой политики» Татьяна ЗИНОВИЧ, озвученная Президентом смешанная система, где 70% (68 депутатов) состава Мажилиса будет избираться по пропорциональной системе, а 30% (30 депутатов) по мажоритарной, не является оптимальной, так как не способна обеспечить ни пропорциональное, ни стабильное представительство. Чрезмерная фрагментация парламента, с одной стороны будет препятствовать формированию сильных партий, а с другой открывает возможности для президента (безотносительно конкретной личности) договариваться с мажоритарными депутатами по отдельности, тем самым обеспечивая контроль над парламентом. При сочетании недемократических выборов, единого округа и малого количества депутатов в парламенте, возврат к смешанной системе на практике позволит сохранить доминирование партии Аманат (бывшая « Нур –Отан»).

– Не очень популярные смешанные мажоритарные избирательные системы характерны для бывших постсоветских стран, где демократия еще не консолидировалась, – говорит Зинович. – Это, в частности, касается Грузии, Молдовы, России и Украины. Ни в одной из этих стран, за исключением Венгрии, не удалось таким образом «убить двух зайцев», то есть обеспечить и пропорциональное представительство, и стабильность правительства. В большинстве случаев произошло, как раз, обратное. Также, вызывает большую обеспокоенность пропорция двух компонентов смешанной системы и ее адекватность размеру нижней палаты парламента и населению страны. Получается, что партии смогут выставлять списки только до 68 кандидатов. При этом в мажоритарном компоненте будет только 30 одномандатных округов на 19 миллионов населения, которое разделено по 20 административно-территориальным единицам. Мы опасаемся, что нарезка одномандатных округов, как это обозначил Президент, не будет отражать ни региональную специфику, ни экономические и политические особенности региона. Возможные нестыковки и диспропорции такого подхода, к сожалению, способны привести к искажению представительства интересов граждан в парламенте.

– Для достижения эффективного представительства интересов граждан в парламенте, на наш взгляд, необходимо сохранить пропорциональную систему с закрытыми списками, но реформировать ее отдельные элементы, а именно единый пропорциональный округ и проходной барьер, – отметила представитель общественного фонда. – Единый пропорциональный округ, нивелирующий региональную поддержку за ту или иную партию подходит для малых по размеру стран, где география не является фактором, который увеличивает дистанцию между избирателем и его представителем (к примеру, в Австрии, Армении, Нидерландах, Сербии, Словакии и Израиле). Большинство государств, использующих пропорциональную систему, вместе с ней применяют модель с множеством избирательных округов. Как показывает передовой опыт демократических стран, округа меньшего размера в отличие от единого округа позволяют минимизировать дистанцию между избирателями и их представителями, тем самым усиливая отзывчивость депутатов. Президент указал в своем обращении на то, что люди не особо знают депутатов. Другим преимуществом такого подхода является укрепление национальной партийной системы, когда партии напрямую будут заинтересованы в профессионализации своей деятельности в регионах и укреплении социальных связей с избирателями.

С учетом созданных трех новых областей мы предлагаем разделить действующий единый пропорциональный округ на 20 округов меньшего размера согласно административно-территориальному делению первого уровня, который включает в себя 17 областей и 3 города республиканского значения. При расширении состава Мажилиса до 265 депутатов такой подход, с одной стороны, гарантирует представительство регионов согласно пропорции населения (со средним по 13 мандатов на округ), а с другой – позволит внедрить механизм самовыдвижения через списки граждан.

Также Зинович предлагает снизить действующий 5% избирательный проходной порог до 3%. Это откроет дорогу в парламент малым партиям или партиям с сильной региональной поддержкой и одновременно технически усложнит фальсификацию выборов.

Прозрачно и действенно

Действующий механизм формирования органов управления выборами никак не способствует его профессионализации и независимости. Таково мнение эксперта по независимому наблюдению за выборами, директора ОФ “Erkindik Qanaty” Елены ШВЕЦОВОЙ

– В последние пару лет изменилось практика привлечения в избирательные комиссии руководства учреждений, – отметила эксперт. – Но, тем не менее, их сотрудники все еще составляют большую часть избирательных комиссий, которые в свою очередь подконтрольны руководству, например, школы. Информация о партийном представительстве в составе территориальных и участковых комиссий со стороны ЦИК не публикуется в открытом доступе и на сайте. Именно участковые избирательные комиссии, призванные гарантировать честные и свободные выборы, на практике в день голосования оказывают давление на независимых наблюдателей и участвуют в фальсификациях. Без нейтральных избирательных комиссий честные и конкурентные выборы невозможны. К сожалению, в обращении Президента Токаева, этот важный аспект реформы избирательной системы не нашел отражения.

Эксперт считает, что для гарантии честных и свободных выборов, в Казахстане в срочном порядке необходимо реформировать процедуру формирования избирательных комиссий. Поскольку действующая партийная модель формирования комиссий себя не оправдала, особенно в силу отсутствия в стране подлинно оппозиционных партий, должны появиться нейтральные органы управления выборами. Для обеспечения независимости, открытости и беспристрастности органов управления выборами состав ЦИК должен формироваться парламентом из числа независимых и непартийных юристов.

Также эксперт предлагает прекратить практику привлечения силовых структур для принудительного удаления наблюдателей с избирательного участка под вымышленными предлогами.

Свою лепту в прозрачную и действенную избирательную систему готова внести и Лига молодых избирателей. Организация разработала 25 предложений к институциональной реформе политических партий. Некоторые из них уже попали в список реформ Президента.

– По опыту других постсоветских стран, особенно перешедших от модели «президент-премьер» к – «премьер-президент», имеются очевидные доводы в пользу полного отказа от полупрезидентской формы правления, – говорит руководитель Попечительского совета Молодежной информационной службы Казахстана, куратор Лиги молодых избирателей Ирина МЕДНИКОВА. – Мы рекомендуем перейти на парламентскую форму правления, когда Президент избирается в результате косвенной процедуры (например, квалифицированным большинством депутатов парламента, для чего требуется выдвижение компромиссного кандидата) и имеет по большей части лишь церемониальные полномочия. К слову, в своем выступлении Президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что Казахстан должен перейти от суперпрезидентской республики к президентской с сильным парламентом. Президент и акимы при этом не смогут занимать посты в политических партиях.

Наибольшее количество рекомендаций Лиги молодых избирателей сосредоточено на вопросах финансирование партий. В частности, организация предлагает разработать систему их равного, прозрачного и подотчетного финансирования. Необходимо установить предельные суммы пожертвований и предельные суммы расходов с тем, чтобы не допустить чрезмерного влияния на политический процесс частных интересов богатых слоев общества, но в то же время не препятствовать участию граждан в политической жизни.

Форма или содержание?

Социолог, политолог, директор ОФ "Гражданская экспертиза", эксперт по выборам Данила БЕКТУРГАНОВ акцентировал свое внимание на том, как сделать избирательный процесс действительно открытым для общества.

– В Послании нашего Президента освещались вопросы, которые ранее как-то умалчивались, – говорит Бектурганов. – Это, в частности, касается законодательного оформления деятельности наблюдателей с обозначением четкой зоны их ответственности. Но, на мой взгляд, законодательно она уже оформлена. Просто надо следовать закону и прекратить практику запугивания наблюдателей, прекратить ограничения по съемкам и трансляции и, более того, наделить наблюдателей дополнительными правами для реализации их функции. Не совсем понято эксперту и предложение Главы нашего государства о возможном использовании новых форм голосования.

– Электронное голосование, как и досрочные выборы, тоже было внедрено в Казахстане, и потом также было отменено, – размышляет специалист. – Современная телекоммуникационная база позволяет с технической точки зрения обеспечить максимально корректное использование и защиту данных и 100-процентно корректный результат выборов. И единственная проблема, которая нам не позволяет это сделать – отсутствие у граждан доверия к данной системе. Наши люди никогда не видели честных выборов в Казахстане и не верят, что подобная система сможет честно продемонстрировать их реальный выбор. Поэтому, я считаю, прежде чем переходить к электронным выборам, нужно восстанавливать доверие наших избирателей. Дистанционное голосование применяется в США, Австралии, но имеет те же риски, что и электронное – к ней у наших граждан также нет доверия.

В многодневном голосовании риски фальсификации не очень высоки, хотя результаты часто критикуются именно как сфальсифицированные. Оно, в частности используется в странах с большим количеством населения, в том числе Бангладеше, Вьетнаме, Индии, Индонезии и России. Есть ли смысл внедрять у нас многодневные выборы, учитывая сравнительно небольшое число жителей нашей страны?

По мнению Бектурганова, гораздо важнее сконцентрироваться на четких гарантиях реализации активного и пассивного избирательного права для всех граждан нашей страны, на формировании профессиональных и прозрачно действующих избирательных комиссий всех уровней, четком описании всех процедур подведения голосования, подведения итогов выборов. Почему бы для повышения доверия граждан к избирательном у процессу, не публиковать на сайте ЦИКА все протоколы участковых, окружных и территориальных комиссий? Также можно законодательно закрепить трансляцию с вебкамер избирательных участков и хранить эти данные определенное время.

Эксперт уверен, что сегодня нужно больше думать о доверии наших граждан к избирательному процессу, а не о новых формах голосования.

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33