пятница, 20 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Чем занимается Институт сейсмологии?

На прошлой неделе адвокат Аскар Каймаков опубликовал в социальных сетях пост о том, что сотрудники Института сейсмологии МОН РК находятся в отпусках без содержания в связи с отсутствием финансирования. Председатель Комитета науки МОН Жанна Курмангалиева опровергла эту информацию, но, как выяснилось, проблема стоит гораздо глубже.

Как сообщила глава Комитета науки, постоянным мониторингом сейсмической безопасности не только Алматы, но и всей страны, занимается не Институт сейсмологии, а ТОО «Сейсмологическая опытно-методическая станция», 63 станции которого в круглосуточном режиме ведут наблюдение и информируют о состоянии сейсмобезопасности ЧС и другие структуры. СОМЭ работает в штатном режиме и обеспечено финансированием и всем необходимым. Что касается финансирования фундаментальных научных программ Института сейсмологии, то в настоящее время они проходят предусмотренные законом о науке процедуры (госэкспертиза, ННС, ВНТК) для финансирования вне конкурса в объёме 2 млрд тенге.

«Как руководитель ведомства, к которому относится институт, хочу поделиться только сухими фактами, - сообщила позже г-жа Курмангалиева. - Но до этого небольшой экскурс в систему бюджетного финансирования науки, которая регулируется Законом о науке 2011 года и имеет свою, не похожую ни на одну сферу, специфику. Она состоит в следующем.

Во-первых, базовое финансирование выделяется государственным научным организациям на содержание зданий, зарплату административно-управленческого и техперсонала, еще ряд затрат, но не для научных исследований и оплату труда ученых. Они же могут финансироваться только в рамках грантового или программно-целевого финансирования путем конкурса или вне конкурсных процедур (для ПЦФ, имеющих стратегическое значение).

Кстати, мы как раз пытаемся сделать так, чтобы ученые институтов, занимающихся фундаментальными исследованиями, получали зарплату за счет базового финансирования. Без изменения базового Закона это невозможно.

Во-вторых, даже имея супердостаточный бюджет на научные исследования ни один госорган, включая МОН, не имеет права самостоятельно принимать решение о финансировании научных изысканий ученых, даже если это вопрос жизни и смерти.

Согласно Закону о науке заявки ученых:

1) должны пройти государственную научно-техническую экспертизу и преодолеть пороговый балл (на сегодня он равен 25-ти);

2) быть одобренными к финансированию Национальным научным советом - коллегиальным органом, состоящим из ученых;

3) в случае стратегической значимости исследований получить рекомендацию Высшей научно-технической комиссии о финансировании вне конкурса. При этом, “решения ННС являются обязательными к исполнению уполномоченным и другими госорганами”. Никаких исключений ни для какой темы нет.

4) ТОО “СОМЭ” и ТОО “Институт сейсмологии” были переданы Комитету науки МОН в октябре 2019 года.

СОМЭ имеет в своем составе 63 сеймологические опытные станции, которые в круглосуточном режиме обеспечивают мониторинг сейсмической безопасности страны и оперативный анализ ситуации.

Комплексный мониторинг на станциях СОМЭ ведется по 162 -м параметрам. Штатная численность -335 человек. В целом, миссией ТОО «СОМЭ» является организация и проведение комплексных исследований в сейсмоопасных районах Республики Казахстан для прогноза землетрясений. СОМЭ ежегодно финансируется по бюджетной программе 024 «Мониторинг сейсмологической информации».

В 2021 году по ней выделены 461,5 млн. тенге. Организация работает в плановом режиме и направляет все данные в Центр управления кризисных ситуаций МЧС РК и территориальные структуры МЧС РК. Поэтому оснований считать, что за сейсмобезопасностью в стране никто не смотрит, нет.

5) ТОО «Институт сейсмологии» с 1976 года занимается фундаментальными и прикладными научными исследованиями в области сейсмологии.

Объём базового финансирования Института на 2021 – 2023 годы составляет по 53, 5 млн.тенге ежегодно. В 2016-2018 г.г из республиканского бюджета Институту было выделено 1,5 млрд тенге на разработку сейсмической карты Алматы с микрорайонированием. Эта работа была завершена в 2018 году. В рамках ПЦФ в 2018-2020 г г институту были выделены 153 млн. тенге. Вопрос финансирования новой (на 2021-2023) научной программы Института сейсмологии “Оценка сейсмической опасности территории областей и городов Казахстана на современной научно-методической основе» в течение 2020 года рассматривался на заседании ННС дважды.

Первый раз запрашиваемая Институтом сумма составляла 22 млрд тенге;

во второй - 10 млрд тенге.

Члены ННС сочли эти суммы завышенными и рекомендовали снизить в разы.

6) На начало 2021 года Институт переработал свою программу и снизил запрашиваемую сумму до 4,9 млрд тенге. К участию в программе были заявлены 222 человека с годовым ФОТ - 930 млн.тенге. Также планировались весьма затратные зарубежные командировки и т д. Проведя необходимые расчеты мы рекомендовали сумму в 2 млрд тенге с последующим обоснованным ростом с чем руководство института согласилось. Эти средства на сегодня зарезервированы. Более того, учитывая значимость исследований для сейсмобезопасности, МОН ходатайствовало перед Правительством о финансировании данной научной программы Института вне конкурса. В настоящее время заявка Института проходит государственную научно-техническую экспертизу, по окончании которой сразу же будет вынесена на рассмотрение ННС и ВНТК.

7) До этого момента вопрос решен будет через временное предоставление Институту средств. Участвовать в грантовых конкурсах МОН, коих только в 2020 году было 5, а также в рамках договорных отношений вне бюджета руководство данной организации считает неприемлемым. Не фиксируется какое-либо глубокое сотрудничество с институтом и МИО.

8) На сегодня штатная численность Института - 127 человек, из которых 19 - АУП, в том числе два заместителя директора. Руководству института поручено оптимизировать численность АУП, отдав приоритет поддержке ученых».

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33