среда, 29 мая 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Почему Казахстан отказался от статуса ядерной державы?

В свое время Казахстан принял эпохальное решение отказаться от статуса ядерной державы, которое сегодня подвергается сомнению. Казахстанский дипломат Вячеслав Гиззатов в своей книге «Время перемен» рассказывает о том, что это решение было для нашей страны безальтернативным. Exclusive.kz публикует малоизвестные детали этого сложного решения.

На заре независимости США и Запад уделяли Казахстану пристальное внимание, что объяснялось наличием у нас серьезного ядерного арсенала. Не было месяца, а порой даже недели, когда Алматы не посещали визитеры из США или стран Западной Европы. Центральной темой на переговорах на всех уровнях, включая и Президента, была судьба ядерного оружия в Казахстане. Наши собеседники дипломатично, а порой и прямо увязывали перспективы сотрудничества в интересующих нас областях, прежде всего, в инвестировании в экономику Казахстана и поддержке на международной арене с ликвидацией нашего ракетно-ядерного потенциала. Так было во время визитов государственных секретарей США Дж.Бейкера и У.Кристофера, Вице-президента США А.Гора, первого заместителя Госсекретаря США С. Тэлботта, сенаторов, конгрессменов и других официальных лиц.

Мы хорошо сознавали, что после отказа Казахстана от ядерного арсенала интерес США к нашей стране неизбежно ослабнет. Необходимо было восполнить вакуум прежде всего экономическим интересом, многоплановым экономическим сотрудничеством, а также сотрудничеством в области безопасности, развития демократических институтов и гражданского общества, и в других сферах.

…В феврале 1994 года в Вашингтоне на уровне Глав государств была подписана «Хартия о демократическом партнерстве между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки». Готовили документ в основном первый Посол США в Казахстане Уильям Кортни и я, а в подготовке раздела, посвященного сотрудничеству по вопросам безопасности, самое активное участие принимал и Болат Нургалиев. Разумеется, в этой работе участвовали и сотрудники Управления Америки во главе с Кайратом Умаровым.

Посол Кортни был специалистом в области разоружения, принимал участие в сложных многолетних переговорах по этой проблеме между США и СССР. Он внес большой вклад в становление казахстанско-американских отношений…

Надо сказать, что «Хартия» рождалась долго и трудно. Учитывая ее фундаментальный характер для будущего казахстанско-американских отношений, хотелось, чтобы само название документа указывало на его неординарность. Роль подсказки сыграла «Парижская хартия для новой Европы», принятая СБСЕ в 1990 году. Эта идея понравилась и Кортни и мне, получила одобрение у руководства обеих сторон.

Изначально планировалось, что «Хартия» будет подписываться на высшем уровне во время официального визита Президента Н. Назарбаева в США. Однако, с согласованием сроков визита возникли серьезные трудности, так как американская сторона прямо увязала возможность визита с присоединением Казахстана к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качестве неядерного государства. Мы же со своей стороны, присоединение к ДНЯО увязали с получением гарантий безопасности.

Разделы «Хартии» об экономическом сотрудничестве и сотрудничестве в других сферах были согласованы довольно быстро, но когда дело дошло до раздела о сотрудничестве в области безопасности, то обе стороны застряли в вопросе о гарантиях безопасности Казахстану со стороны США. Время шло, но мы пребывали в тупике, что задерживало и другие аспекты подготовки такого сложного мероприятия, каким является официальный визит Главы государства.

Выход был найден неожиданно. В один из воскресных дней Посол Кортни пригласил меня и моего коллегу Нургалиева на ланч в ресторан. Разговор за столом вновь зашел о гарантиях и тут я вспомнил, что где-то встречал текст гарантии, которые США давали безъядерным государствам, и высказал идею инкорпорировать эту формулу в текст «Хартии», так как она уже апробирована и, скорее всего, не вызовет каких-либо возражений при ратификации документа в Конгрессе США. Идея была поддержана и Кортни. Попросив нас подождать, он отправился к себе в Посольство на поиски указанного текста. Вскоре он вернулся с текстом гарантии, который полностью соответствовал нашим представлениям, и был почти дословно включен в «Хартию».

Однако, это не решало всех проблем. Американцы по-прежнему настаивали на нашем присоединении к ДНЯО и демонтаже находящегося на нашей территории ядерного оружия как предварительном условии для официального визита Президента в США и подписания «Хартии о демократическом партнерстве». Это стало очевидным в ходе визита в Алма-Ату в июне 1993 года Спецкоординатора политики США в отношении новых независимых государств Строуба Тэлботта во главе большой делегации, включающей представителей Совета национальной безопасности, Госдепартамента, министерств обороны и финансов, ЦРУ и других ведомств США.

Вопрос о присоединении Казахстана к ДНЯО американцы сделали центральным и во время визита Государственного секретаря У. Кристофера (октябрь 1993 года), который неожиданно обернулся для него большим разочарованием.

Переговоры Президента Н.А. Назарбаева с У. Кристофером из-за сжатости отведенного на визит времени были продолжены за обедом, который был устроен в честь гостя. Госсекретарь, за столом, как и во время переговоров, продолжал давить, настаивая на нашем безотлагательном присоединении к ДНЯО в ходе его визита. Президент в спокойной манере привел весомые аргументы, объясняя почему мы не можем присоединиться, не получив гарантии безопасности. Чем настойчивее становился У. Кристофер, тем спокойнее и тверже были возражения Н.А. Назарбаева.

Следует сказать, что еще до приезда Госсекретаря мы получили информацию о том, что главной целью визита У. Кристофера был ДНЯО, и МИД в связи с этим представил Президенту докладную, в которой высказал мнение, что Госсекретарь не та фигура, которой можно было бы преподнести такой «подарок». Мы рекомендовали поставить вопрос о визите в Казахстан Вице-Президента США, и только при получении на его уровне обязательства о предоставлении гарантий безопасности, можно было бы присоединиться к ДНЯО.

Президент держал под постоянным контролем процесс подготовки визита в США и твердо стоял на требовании гарантий безопасности Казахстану как непременного условия нашего присоединения к ДНЯО. Эту линию он последовательно провел в беседе с У. Кристофером. Гость, видя, что время уходит, а он все еще далек от своей главной цели, попросил Президента прервать ланч и поговорить наедине, так как ему скоро надо ехать в аэропорт.

Остались переводчики, остальные члены делегаций с обеих сторон удалились. И тут произошло совершенно неожиданное. Госсекретарь мировой державы № 1, фактического «хозяина» мира, пытаясь уговорить Н.А. Назарбаева присоединиться к ДНЯО, прибег к поразительному аргументу. Он заявил, что не может возвратиться в Вашингтон с пустыми руками, и попросил Президента исполнить просьбу о присоединении к ДНЯО, хотя бы из уважения к его сединам. Мне не приходилось ни видеть, ни слышать, ни читать ничего подобного. При этом в его голосе были просительные нотки, выглядел он крайне расстроенным и вызывал сочувствие.

Президент заверил гостя о своем глубоком уважении, заявил, что не допустит, чтобы он возвращался с пустыми руками. Мы подписали Договор об избежании двойного налогообложения и договорились о выделении США средств на обеспечение населения Аральского региона питьевой водой, - «это конкретные и хорошие результаты», - сказал он. Подробно обсудили вопрос о присоединении Казахстана к ДНЯО и демонтаже ядерного оружия. «Нам нужны гарантии безопасности», - вновь подтвердил Н.А. Назарбаев, пригласил Вице-Президента США в Казахстан и выразил надежду, что к его приезду вопрос о гарантиях безопасности будет решен.

У. Кристофер, окончательно убедившись в неудаче, попросил Президента предоставить ему помещение, где он мог бы привести себя в порядок перед выходом к журналистам на заключительную пресс-конференцию. Я проводил его в кабинет помощника Президента.

Заключительная часть переговоров с У. Кристофером была явной «потерей лица» американцем, который был излишне самоуверен и не ожидал от Н.А. Назарбаева твердого и бескомпромиссного отказа присоединиться к ДНЯО без получения должных гарантий безопасности своей страны.

Наша тактическая линия оправдала себя. Не прошло и полутора месяцев как в Алматы прилетел Вице-Президент США Альберт Гор. И это в канун Рождества, когда на Западе начинаются всеобщие каникулы. Для нас это был ясный сигнал о том, что мы получим гарантии безопасности, а официальный визит Н.А. Назарбаева в США состоится, как и подписание «Хартии о демократическом партнерстве», в текст которой, как уже говорилось ранее, эти гарантии были включены.

А. Гор прилетел с супругой. В Алматы накануне прошел обильный снегопад и город ослеплял своей красотой на фоне заснеженных гор. Особенно красивыми были накрытые снегом тянь-шаньские ели на резиденции, где разместили гостей, которые рассматривали все с интересом и делились впечатлениями. Было заметно, что наша столица им очень понравилась.

Н.А. Назарбаев принимал А. Гора в зимнем саду гостевой резиденции на территории санатория «Алмалы», расположенной по дороге на Медеу. Место было выбрано удачно. Перед началом разговора с А. Гором Президент поручил Государственному советнику Т. Жукееву и мне внимательно считать текст проекта «Хартии о демократическом партнерстве», убедиться в том, что ранее согласованная формулировка о гарантиях безопасности Казахстану не претерпела изменений, и дать ему знать об этом.

С американской стороны считку текста «Хартии» осуществлял знакомый нам С. Тэлботт, хорошо владевший русским языком. Русский текст с нашей стороны проверял Жукеев, английский – я. У дверей в зал на первом этаже резиденции, где мы работали, стоял Кайрат Умаров, начальник Управления Америки МИД РК, с инструкцией никого не впускать.

Считка текста на обеих языках показала, что ранее согласованный проект документа не претерпел изменений и содержал необходимые нам гарантии безопасности, о чем я попросил Умарова доложить Президенту. Кайрат вернулся с добром Президента на парафирование «Хартии» и с информацией о том, что он с гостем выезжает в Верховный Совет.

…Итак, Президент и А. Гор поехали в Верховный Совет, где предстояло принять решение о ратификации ДНЯО, т.е. присоединиться к Договору. Это было последнее заседание Верховного Совета 12-го созыва, который самораспускался. Докладчиком по вопросу о присоединении к Договору выступал министр Сулейменов.

Накануне мной были подготовлены тезисы его выступления, в которых обосновывалась необходимость этого шага. В конце обсуждения на трибуну вышел Президент и ответил на вопросы депутатов. Голосование прошло успешно. Договор был ратифицирован и Казахстан принял статус безъядерного государства. В развитие этого решения во время пребывания А. Гора было подписано также Рамочное соглашение о демонтаже шахтно-пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, ликвидации последствий аварийных ситуаций и предотвращении распространения ядерного оружия.

А. Гор передал приглашение Президента У. Клинтона Н.А. Назарбаеву посетить США с официальным визитом. Была также достигнута договоренность о создании комиссии Назарбаев – Гор для координации и мониторинга всего комплекса казахстанско-американского сотрудничества, которая сыграла положительную роль и придала высокую динамику широкомасштабному взаимодействию двух стран, особенно в сфере экономики и финансов, а также в области безопасности.

Характер многочисленных острых вопросов, заданных в Верховном Совете во время слушаний вопроса о ратификации ДНЯО, свидетельствовал о наличии в депутатском корпусе, следовательно, и в обществе, серьезных сомнений относительно целесообразности такого шага. Озабоченность депутатов можно было понять. Однако, я глубоко убежден, что отказ от ядерного оружия был стратегически верным решением, имеющим историческое значение для будущего нашего молодого государства.

…Были с десяток аргументов в пользу присоединения к ДНЯО. Хотя на нашей территории были расположены почти 150 шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет СС-18 с 12-ю ядерными боеголовками каждая, Казахстан, в действительности, не распоряжался ими. Там служили российские офицеры и сержанты, которые в критической ситуации стали бы выполнять приказы из Москвы. Как известно, Президент России Б. Ельцин, получив ядерный чемоданчик от М. Горбачева, заверил Казахстан, Украину и Белоруссию, на чьих территориях имелось советское ракетно-ядерное оружие, в том, что он не использует ядерное оружие без их согласия. Однако, полагаться на такие заверения, когда вопрос касается самого существования нашего народа, было бы безответственно. В то же время, наличие на нашей территории ядерного оружия и готовых к запуску ракет, автоматически ставило Казахстан под ядерный удар Запада в случае серьезного американо-российского конфликта. Таким образом, сохраняя ядерное оружие, мы ставили бы судьбу своей страны в зависимость от чужих национальных интересов.

Кроме того, мы не располагали национальными кадрами, способными обслуживать эти ракеты и боеголовки, содержать их в надлежащем состоянии, без чего они сами представляли смертельную опасность. Как любая техника, ядерные боеголовки и средства их доставки, шахтное оборудование для запуска межконтинентальных баллистических ракет требовали время от времени замены отслуживших свое компонентов, которые мы не производили, а Россия, несомненно, отказала бы нам в их поставках. К этому надо добавить, что содержание ядерного оружия и средств их доставки, а также обслуживающего персонала требовало огромных финансовых средств, непосильных для Казахстана, особенно в 90-е годы прошлого века.

Имелись и не менее серьезные международные аспекты данной проблемы. В случае сохранения Казахстаном ядерного оружия наше молодое государство неизбежно стало бы государством – изгоем, со всеми вытекающими из этого последствиями. Не было никаких сомнений в том, что нам была бы закрыта дорога во многие, если не во все, международные организации. Против нас применили бы всю санкционную мощь международного сообщества. Нечего было бы рассчитывать на доступ к финансовым источникам и на внешнее инвестирование. Нам закрыли бы выходы на международные рынки и просто-напросто удушили бы, что вызвало бы неизбежные социальные потрясения и, в конечном счете, привело бы к потере независимости и государственности. В реальности такой перспективы не приходилось сомневаться, так как требование нашего отказа от ядерного оружия исходило от всех без исключения мировых держав, включая Россию. В этих условиях решение о присоединении к ДНЯО с последующим демонтажем шахтных установок, ликвидацией МБР и вывозом из страны ядерных боеголовок было мудрым решением, открывавшим Казахстану дорогу в будущее, к построению национального государства и занятию достойного места в семье народов мира.

Визит Н.А. Назарбаева в США состоялся в феврале 1994 года. Как и ожидалось, длительная и сложная работа по его подготовке дала свои плоды. Были подписаны «Хартия о демократическом партнерстве», Соглашение об обмене технической информацией и сотрудничестве в области ядерной безопасности, Соглашение о сотрудничестве в области науки и техники и др.

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33