среда, 26 июня 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Автопром: ласковая теля двух маток сосет

Exclusive.kz уже писал о том, как за последние десять лет на производство 100 тысяч автомобилей было потрачено почти 500 млн. долларов. По казахстанской народной примете, чем помпезней открытие предприятия, тем быстрее оно закрывается. В автопроме из 8 открытых проектов действуют всего 2. Однако, если уже автопром так и не стал базой для индустриализации Казахстана, то может быть, он стал драйвером социально-экономического эффекта в виде налогов и рабочих мест? Увы, и этого тоже не произошло.

Ежегодный объем государственных дотаций и поддержки автосборочных предприятий Казахстана по итогам 2019 года по консервативным оценкам превысил 150 млрд тенге. Эта сумма составляет более 40% от объема произведенной автопродукции за 2019 год, подсчитал Exclusive.kz на основе открытых данных. В их числе:

  • льготы по НДС (почти 43,2 млрд тенге, исходя из объема производства в денежном выражении на 359,5 млрд тенге, согласно данным «КазАвтоПром»),
  • экспортное и предэкспортное кредитование производителей через АО «Банк развития Казахстана» (25,7 млрд тенге),
  • субсидии посредством льготных лизинговых программ (6,2 млрд тенге),
  • субсидии по льготному кредитованию населения на покупки авто (11,9 млрд тенге),
  • политика государства в сфере госзакупок в сторону отечественного автопроизводства (всего в 2019 году выделено 12,5 млрд тенге),
  • возвраты от ТОО «Оператор РОП» (за 2017-2019 годы перечислено порядка 75 млрд тенге, из которых до половины могли быть получены в 2019 году исходя из динамики производства),
  • субсидии через выдачу скидочных экологических сертификатов на покупку у производителей новой легковой автотехники в рамках системы утилизации (по данным ТОО «Оператор РОП» за 2019 год выдано свыше 22 тыс сертификатов),
  • субсидии по действующим кредитам посредством снижения процентных ставок и прощения долгов (свыше 2 млрд тенге).

Более того, остается непонятным размер таможенных льгот на ввоз машинокомплектов для сборки и автозапчастей.

Таким образом, каналов господдержки автосборочной отрасли несколько. Ключевым инструментом стала льгота по НДС. По данным комитета по статистике министерства национальной экономики РК, объем производства авто в 2019 году в денежном выражении вырос на 75% – до 359,5 млрд тенге. Поскольку отечественные предприятия освобождены от уплаты НДС (12%), размер льготы можно оценить в 43,2 млрд тенге.

Более того, в текущем году объемы продаж местных авто выросли еще в 1,7 раз, что на фоне конфликта вокруг досрочного разрыва соглашения о промсборке АО «Азия Авто» с министерством индустрии и инфраструктурного развития РК говорит о растущей борьбе за конкурентные преимущества на рынке. Доля АО «Азия Авто» и ТОО «Сарыаркаавтопром» в 2019 году в натуральном производстве составили 48% и 45,5% соответственно, подсчитали в союзе «КазАвтоПром». 

Вторым наиболее существенным каналом господдержки отрасли, как ни парадоксально, стал утилизационный сбор. По данным ТОО «Оператор РОП», за 2017-2019 годы выплаты автопроизводителям достигли 75 млрд тенге.

Всего за последний год казахстанцы купили около 85 тыс. отечественных авто на общую сумму свыше 700 млрд тенге. Согласно данным профильной ассоциации, треть продаж пришлась на жителей Алматы и Алматинской области. При этом уплаченный покупателями утильсбор в полном объеме, если верить финотчетности, вернулся самим заводам. И основным получателем возмещения, судя по открытым данным, был АО «Азия Авто».

Утилизационный сбор имеет еще один плюс для производителей – возможность получать утилизационный сбор с импортной автотехники через систему скидочных сертификатов за утилизацию старой автомашины. Реализация импортной легковой автотехники в 2019 году составила 29,2 тыс единиц на сумму 295 млрд тенге, подсчитали в «КазАвтоПроме».

Утилизационный сбор с импорта также поступает оператору утильсбора. Финансовой отчетности ТОО «Оператор РОП» не предоставляет, но, согласно производственной отчетности, автозаводы в прошлом году получили свыше 20 тыс. скидочных сертификатов от покупателей, чья номинальная стоимость могла достигать более 7 млрд тенге.

Третьим каналом господдержки автопроизводителей стала программа льготного автокредитования через обусловленное финансирование со стороны АО «Банк развития Казахстана». По данным госбанка, всего по шести траншам было реализовано легковой автотехники свыше 123 млрд тенге, из которых 40 млрд тенге в рамках последних 2 траншей.

Крупные автопроизводители – АО «Азия Авто» и ТОО «Сарыаркаавтопром» – в рамках госпрограммы реализовали автопродукцию на 57,3 млрд и 62,12 млрд тенге соответственно. Причем лидерство костанайского автозавода пришлось лишь на последних траншах кредитования, следует из отчета госбанка.

Четвертым важным источником господдержки отрасли стал госбюджет. Всего на закуп автомобилей в 2019 году из бюджета было выделено 12,5 млрд тенге, большая часть из которых пришлась на отечественные автозаводы. Отдельно стоит отметить объем реализации сельхозтехники в лизинг через квазигосструктуры, что обеспечило АО «Агромашхолдинг KZ» выручку в 13 млрд тенге в 2019 году. И это без учета экспортного кредитования автопродукции через АО «Банк развития Казахстана» (БРК).

Примечательно, что государство, несмотря на растущий дефицит, активно прощает долги. Так, государственный Фонд проблемных кредитов простил порядка 2 млрд тенге из 3 млрд займа АО «Агромашхолдинг KZ». Более того, предприятия компании уже просрочили более 600 млн тенге по займу АО СПК «Тобол».

Кроме того, БРК в 2018 году изменил условия займа АО «Группа компаний Аллюр», что позволило последней снизить размер кредиторской задолженности госбанку на 6,4 млрд тенге, до чуть более 14 млрд тенге. А на сайте самого БРК кредит компании аргументировали оздоровлением и стабилизацией финансово-экономического состояния компании. Это не удивительно, ведь госбанк владеет почти четвертью акций АО «ГК Аллюр», а также держит в залоге как активы компании, так и акции других крупных владельцев компании (Юрий Цхай и Андрей Лаврентьев) в рамках выданных ранее займов на общую сумму до 50 млрд тенге. Еще порядка 47 млрд тенге было выделено из республиканского бюджета и БРК в рамках лизинговой программы на развитие производства автобусов в стране.

Несмотря на это, компании фиксируют убытки, а АО «Азия Авто», выплатившее дивиденды в более чем 3 млрд тенге, тем не менее, имеет существенный объем краткосрочных займов, что превышает совокупный размер активов компании. Примечательно, что совокупный объем господдержки автоподдержки в более чем 150 млрд тенге выглядит не очень скромно (свыше 40%) в масштабах автопроизводства в 359,5 млрд тенге. Назвать такие дотации эффективными сложно с учетом того, что прямая занятость от таких производств вряд ли превысит и 2 тысячи человек, а совокупные уплачиваемые налоги не превышали 7,5 млрд тенге даже в тучные годы.

Для сравнения: на кредитную амнистию по потребительским займам в 2019 году государством было израсходовано менее 130 млрд тенге. А из ежегодно выделяемых госсубсидий на автопром в более чем 150 млрд тенге хватило бы единоразово выплатить минимальную зарплату порядка 3,5 млн человек.

И наконец, введение утилизационного сбора привело к росту стоимости автомобилей и сельхозтехники на 20%. Разумеется, в конечном итоге за это платит из своего кармана каждый из нас.

Оставить комментарий

Общество

Как деструктивно-религиозная идеология влияет на сознание детей? Как деструктивно-религиозная идеология влияет на сознание детей?
Редакция Exclusive
Операция «Жусан»: трудности реабилитации детей и женщин-репатрианток Операция «Жусан»: трудности реабилитации детей и женщин-репатрианток
Махамбет Абжан
Карачаганак и Кашаган: сомнительные доходы и очевидные риски Карачаганак и Кашаган: сомнительные доходы и очевидные риски
Редакция Exclusive
Кто ускорил уход из жизни Сабиры Майкановой Кто ускорил уход из жизни Сабиры Майкановой
Мерей Сугирбаева
Рахим Кошкарбаев – сын «врага народа», взявший Рейхстаг Рахим Кошкарбаев – сын «врага народа», взявший Рейхстаг
Редакция Exclusive
Как казахи потратили полмиллиарда долларов, чтобы Не создать собственный автопром Как казахи потратили полмиллиарда долларов, чтобы Не создать собственный автопром
Редакция Exclusive
Об особенностях семейно-бытового насилия в Казахстане Об особенностях семейно-бытового насилия в Казахстане
Мерей Сугирбаева
Жизнь и смерть в Америке в 2021 году Жизнь и смерть в Америке в 2021 году
Редакция Exclusive
Ужесточившаяся борьба с коррупцией в Казахстане – начало передела собственности Ужесточившаяся борьба с коррупцией в Казахстане – начало передела собственности
Мирас Нурмуханбетов
Удастся ли Кайрату обыграть Тимура на его поле? Удастся ли Кайрату обыграть Тимура на его поле?
Редакция Exclusive
Чем ответили депортированные народы казахам? Чем ответили депортированные народы казахам?
Мерей Сугирбаева
 Была ли трагедия предсказуемой?  Была ли трагедия предсказуемой?
Мерей Сугирбаева
Как Президент был Дедом Морозом Как Президент был Дедом Морозом
Редакция Exclusive
Станут ли жилищные программы спасением для бездомных Казахстана? Станут ли жилищные программы спасением для бездомных Казахстана?
Махамбет Абжан
Кто будет платить за транспортный коллапс в Китае Кто будет платить за транспортный коллапс в Китае
Редакция Exclusive
Казахский квартирант: на двух работах, без сбережений и с банковским кредитом Казахский квартирант: на двух работах, без сбережений и с банковским кредитом
Махамбет Абжан
Был ли Мустафа Чокай создателем Туркестанского легиона? Был ли Мустафа Чокай создателем Туркестанского легиона?
Редакция Exclusive
Балхаш может повторить судьбу Арала Балхаш может повторить судьбу Арала
Редакция Exclusive
Коррупционная паутина – от детского сада до академии Коррупционная паутина – от детского сада до академии
Мерей Сугирбаева
Болат Жамишев: Уход с госслужбы – это смена декораций, а не образа жизни Болат Жамишев: Уход с госслужбы – это смена декораций, а не образа жизни
Редакция Exclusive
Обитатели дач: жизнь на 30 тыс. тенге, экономия на лекарствах, голод и надежда на бога Обитатели дач: жизнь на 30 тыс. тенге, экономия на лекарствах, голод и надежда на бога
Махамбет Абжан
Легенды и тайны «поднятой целины» Легенды и тайны «поднятой целины»
Айнаш Мустояпова
Почему западная пресса взялась за наших «неприкасаемых»? Почему западная пресса взялась за наших «неприкасаемых»?
Мирас Нурмуханбетов
Болат Жамишев: «Мы перестали думать о том, в какой стране будут жить наши дети» Болат Жамишев: «Мы перестали думать о том, в какой стране будут жить наши дети»
Редакция Exclusive
«Подарки» СССР, от которых казахи не могли отказаться «Подарки» СССР, от которых казахи не могли отказаться
Айнаш Мустояпова
В Казахстане количество бездомных увеличилось на 36% за последний год В Казахстане количество бездомных увеличилось на 36% за последний год
Махамбет Абжан
Как Байден мог бы создавать хорошие рабочие места Как Байден мог бы создавать хорошие рабочие места
Редакция Exclusive
Болат Жамишев: «Система управления не должна зависеть от моральных качеств менеджеров» Болат Жамишев: «Система управления не должна зависеть от моральных качеств менеджеров»
Редакция Exclusive
Господдержка бизнеса: недоступна и не эффективна Господдержка бизнеса: недоступна и не эффективна
Редакция Exclusive
Пресс-секретари: «пояс верности» больших чиновников Пресс-секретари: «пояс верности» больших чиновников
Редакция Exclusive
Почему в нашем обществе стала так распространена педофилия? Почему в нашем обществе стала так распространена педофилия?
Мерей Сугирбаева
Бездомность в Казахстане: тонкая грань между квартирантом и бомжем Бездомность в Казахстане: тонкая грань между квартирантом и бомжем
Махамбет Абжан
Как выглядит идеальная схема использования господдержки? Как выглядит идеальная схема использования господдержки?
Редакция Exclusive
Эпидемия будет длиться столько, сколько захочет наша власть Эпидемия будет длиться столько, сколько захочет наша власть
Мерей Сугирбаева
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33