пятница, 10 мая 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Надежды казахстанцев рухнули в Жанаозене 2011 года

Перелом от надежд к разочарованию произошел в сознании казахстанцев 16 декабря после расстрела мирных казахстанцев в Жанаозене. Именно тогда репрессии государства по отношению к собственному народу поселили в людях ощущение страха перед будущим. Таковы результаты исследования, проведенного задолго до январских событий.

Как правило, интерес к общественной, некоммерческой социологии в Казахстане пробуждается, в основном, в электоральные периоды. За последние десять лет эта уважаемая и необходимая социально-общественная наука обрела в нашей стране статус придворной обслуги, стала чем-то вроде инструмента спекуляций-манипуляций, оправдания всегда вызывающих сомнения результатов выборов.

Однако, социология в стране все же жива. Доказательством может служить проведенное в столице проекта отечественного исследовательского центра PaperLab «30 лет независимости Казахстана глазами граждан: события, символы и герои».

Как пишут авторы: «За 30 лет независимости в Казахстане сформировалась практика интерпретации и продвижения официальной версии истории страны, как истории, которой можно только гордиться, которой не известны ошибки, конфликты и травматические моменты. Доминирование такого государственного нарратива о прошлом не обязательно означает, что официальная версия истории действительно приживется в обществе... Поэтому нам и было интересно изучить то, какую форму обрела коллективная память казахстанцев о годах независимости, то есть с 1991 по 2021».

Ученые пытались узнать, что думают казахстанцы о том, что такое «Символическая значимость независимости», «Какие достижения и провалы периода независимости граждане выделяют», «Доминирующие нарративы в отношении трех периодов независимости страны (1991-2000 гг., 2001-2010 гг., 2011-2020 гг.)», «Какие личности, события и процессы символизируют период независимости?», «Какую оценку дают этим символам граждане?».

Кстати, исследование проводилось в виде фокус-групп, то есть, казахстанцы беседовали на заданные темы, обсуждали поставленные вопросы, высказывали свои мнения. Результаты групповых обсуждений составили основу отчета.

Респонденты были поделены по возрастным категориям, в соответствии с уже устоявшейся у социологов градацией: на представителей «поколения застоя» (1950-1969 гг.), «реформенного поколения» (1970-1983 гг.), «миллениалов» (1984-1999 гг.) и «центениалов» (рожденные после 2000 года).

Авторы уточняют, что дискуссии проходили на казахском и русском языках в каждой поколенческой группе, с учетом равномерного распределения участников в группе по гендерной принадлежности, материальному положению, уровню образования и типу занятости.

Итак, как же мы с вами, казахстанцы разных возрастов, относимся к независимости, а скорее даже, собственно, к назначенному властями праздником, активно рекламируемому и продвигаемому как День независимости – 16 декабря?

В ходе фокус-групп выяснилось, что поколения, чьи школьные и университетские годы проходили уже в независимом Казахстане, воспринимают 16 декабря как формально-праздничный день. Отмечается скорее позитивное отношение к событию, но без глубокого осмысления.

Группы опрошенных возрастом постарше, то есть, «застойщики» и «свидетели реформ» делятся в своей оценке «Дня независимости» на 3 группы. Одни считают годовщину не поводом для празднования, а датой памяти и скорби, с отсылкой и к трагедии 1986 года, и к Жанаозеню. Другие называют обретение Казахстаном независимости долгожданным днем освобождения, а третья группа относится к этой дате и вовсе индиферентно.

Социологи коснулись и животрепещущего вопроса роли личности в истории. Ученые отмечают, что для самого старшего поколения респондентов – «застойщиков», встретивших независимость в сознательном возрасте, роль Елбасы – непререкаема.

Следующие поколения более критичны в своей оценке роли Нурсултана Назарбаева в обретении Казахстаном независимости. Так, в поколении «свидетелей реформ» многие признают заслуги первого президента, однако, указывают и на недостатки созданной им суперпрезидентской республики, включая недостаточность политических реформ, неразвитость гражданского общества...

Симптоматично, что поколение миллениалов (1984-1999 гг. рождения), особенно в казахскоязычных фокус-группах оказалось лояльней «реформаторов» к фигуре Назарбаева, озвучив мнения, близкие к «застойщикам». Ученые отмечают, что, по мнению миллениалов, первый президент проводил мудрую политику, благодаря чему страна начала «дышать свободно», однако же, новые времена требуют обновления подходов.

Что касается прочих личностей в истории последних 30 лет, респонденты отмечают вклад вовсе не политиков или дипломатов, хотя, такие исторические вехи, как председательство в ОБСЕ или проведение Экспо оценивают положительно. Участники фокус-групп всех возрастов считают, что главный личностный вклад в развитие, узнаваемость, самостийность нашей страны внесли спортсмены и представители культуры (Олимпиада-2012, Димаш Кудайбергенов).

Социологи отмечают и некоторую разницу в оценках и во взглядах респондентов между казахоязычными и русскоязычными казахстанцами. В частности, русскоязычные фокус-группы показали, что продвигаемая властями многие годы тема создания единой гражданской нации находит поддержку. А вот казахоязычная аудитория более склонна акцентироваться на казахской идентичности.

Консолидирующей платформой для всех категорий участников исследования стали символы независимости – флаг, герб, гимн, валюта, Конституция. Ключевой в групповых обсуждениях стала и тема «наличия национальных границ и сопутствующих символов», а также «огромной территории».

По мнению участвовавших в исследовании казахстанцев, собственное национальное государство, даже при всех оговорках, дает возможность для отстаивания и продвижения интересов народа. Как сказала 50-летняя участница фокус-групп: «Мы имеем границы, мы имеем президента, мы имеем Правительство, которое на международном уровне все-таки решает и защищает интересы. Плохо или хорошо, это уже другой вопрос... Поэтому все-таки мы независимая страна».

Старшее поколение более склонно к эмоциональной оценки прошедших 30 лет по схеме: воодушевление – надежда – разочарование.

Их воодушевляло объявление независимости, введение собственной валюты, очерчивание государственных границ. В них вселяли надежду первые победы – над разрухой и темными годами, постепенное восстановление экономики, рост качества жизни. Но после кризиса 2008-2009 и нескольких девальваций в оценках возник перелом. Воодушевление испарилось, надежды растаяли, уступив место разочарованию. Казахстан, по мнению многих респондентов, вступил на путь стагнации, застоя.

В одном из показательных комментариев женщина 57 лет говорит: «В начале вселяло надежду, уверенность. 90-е, конечно, были тяжелые годы. Все были без денег. Неважно кто, любая профессия, всем было тяжело. Еле выкарабкались. Да, вначале Назарбаев, который как бы повел страну в светлое будущее... Я сознательно пошла голосовать за президента нового. И думала, что за 30 лет мы к чему-то придем».

Социологи выяснили, что переломный момент от восторга и надежд к разочарованию и рецессии имеет четко очерченную черную памятную дату. Это расстрел мирных казахстанцев в Жанаозене 16 декабря в «День независимости» 2011 года. По мнению самых молодых участников проекта, именно тогда, «вследствие репрессивных действий со стороны государства в отношении активистов и участников митингов стало расти недовольство государственной политикой среди обычных казахстанцев и одновременно с этим появился и поселился в наших душах «страх».

Как пишут ученые, респонденты, чаще всего, связывают этот «страх» с потенциальными рисками при защите своих интересов и проявлении гражданской позиции. Более старшее поколение вспоминает это событие как пережитый эмоциональный шок, так как было трудно поверить, что правоохранительные органы, те, кто должен нас защищать могут расстреливать, убивать безоружных участников митинга.

«Это была большая встряска для всего народа. Это было просто жутко. Я помню слезы. Мы смотрели телевизор, и слезы были у всех без исключения, у папы, у мамы, у всех детей. Это был шок!», – рассказала 50-летняя участница русскоязычной фокус-группы.

При этом, напомним, что дискуссии проводились до январской трагедии, до начала нападения России на Украину – стрессовых событий, способных кардинально изменить общественные настроения, сдвинуть приоритеты и акценты. Тем не менее, ценность исследования неоспорима.

Слова Михайло Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» актуализируются для нашей страны с каждым годом. Возможно, это главная ошибка прошедших 30 лет. Народ, не прошедший своего рода аудит своего прошлого, обречен на повторение своих ошибок. Исследовательский проект казахстанских социологов – один из небольших шагов к осмыслению истории, но, что более важно – самоидентификации.

Оставить комментарий

Общество

Казахстан и арабский мир: начало «Большой Игры» Казахстан и арабский мир: начало «Большой Игры»
Марат Смагулов
Подорожает ли внутренний туризм этим летом? Подорожает ли внутренний туризм этим летом?
Анна Ямпольская
Проблемы бедных стран все больше напоминают проблемы богатых стран Проблемы бедных стран все больше напоминают проблемы богатых стран
Редакция Exclusive
У Казахстана большие энергетические амбиции, но они ничем не подкреплены У Казахстана большие энергетические амбиции, но они ничем не подкреплены
Редакция Exclusive
Шелковая люстрация по-казахстански: к чему приведет «звездопад» чиновников? Шелковая люстрация по-казахстански: к чему приведет «звездопад» чиновников?
Рената Лачина
PR-почерк российских рестораторов: работать ниже пояса PR-почерк российских рестораторов: работать ниже пояса
Мерей Сугирбаева
Елена Бахмутова: «Держать голову в холоде. Особенно в кризис» Елена Бахмутова: «Держать голову в холоде. Особенно в кризис»
Анна Ямпольская
Деколонизация – это не против России, а за – национал-патриотизм Деколонизация – это не против России, а за – национал-патриотизм
Карлыгаш Еженова
Нас нет в учебнике истории. Монолог русского человека, приехавшего в Казахстан Нас нет в учебнике истории. Монолог русского человека, приехавшего в Казахстан
Сорин Брут
Вместо промышленности Казахстану нужно развивать сервис и услуги Вместо промышленности Казахстану нужно развивать сервис и услуги
Редакция Exclusive
На чьей стороне будут русские Казахстана и казахские «ватники» в случае войны с Россией? На чьей стороне будут русские Казахстана и казахские «ватники» в случае войны с Россией?
Мерей Сугирбаева
У Казахстана не было никаких шансов сохранить статус ядерной державы У Казахстана не было никаких шансов сохранить статус ядерной державы
Редакция Exclusive
О чем молчат казахстанские мукомолы? О чем молчат казахстанские мукомолы?
Редакция Exclusive
Митинги – новый инструмент в бизнес-конкуренции и политических войнах? Митинги – новый инструмент в бизнес-конкуренции и политических войнах?
Редакция Exclusive
Война России разделила мусульман СНГ на два лагеря Война России разделила мусульман СНГ на два лагеря
Марат Смагулов
Игорь Дужнов: "Необходимо было стрелять в пособников банковской олигархии" Игорь Дужнов: "Необходимо было стрелять в пособников банковской олигархии"
Редакция Exclusive
100 дней после приказа: чего достиг Досаев как аким Алматы 100 дней после приказа: чего достиг Досаев как аким Алматы
Рената Лачина
«Демонополизация» по-алматински: Досаев начал передел рынка «Демонополизация» по-алматински: Досаев начал передел рынка
Редакция Exclusive
Строительство АЭС: слишком важно, чтобы принять окончательное решение Строительство АЭС: слишком важно, чтобы принять окончательное решение
Редакция Exclusive
С новой стагфляцией невозможно бороться? С новой стагфляцией невозможно бороться?
Редакция Exclusive
Чем грозит Казахстану выход из ЕАЭС? Чем грозит Казахстану выход из ЕАЭС?
Анна Ямпольская
Куда податься казахстанской нефти Куда податься казахстанской нефти
Ахмед Калиев
В Казахстане нашли революционный способ лечения аллергии В Казахстане нашли революционный способ лечения аллергии
Мерей Сугирбаева
Ваххабизм – признак организованной нестабильности Ваххабизм – признак организованной нестабильности
Марат Смагулов
«Байрактары»: геополитический вызов тюрков или эффект пропаганды? «Байрактары»: геополитический вызов тюрков или эффект пропаганды?
Редакция Exclusive
Сколько будет стоить война в Украине Казахстану? Сколько будет стоить война в Украине Казахстану?
Анна Ямпольская
Семей: жители будущего областного центра более 30 лет живут без воды, тепла и чистого воздуха Семей: жители будущего областного центра более 30 лет живут без воды, тепла и чистого воздуха
Айя Канатова
Чем обернется раскол казахстанского общества из-за войны в Украине? Чем обернется раскол казахстанского общества из-за войны в Украине?
Редакция Exclusive
Казахстану не миновать санкций из-за неготовности к декарбонизации Казахстану не миновать санкций из-за неготовности к декарбонизации
Марат Усманов
Что делает Фонд имени Конрада Аденауэра в Казахстане? Что делает Фонд имени Конрада Аденауэра в Казахстане?
Редакция Exclusive
Что делает Фонд имени Конрада Аденауэра в Казахстане? Что делает Фонд имени Конрада Аденауэра в Казахстане?
Редакция Exclusive
Нужно ли законодательно запретить ваххабизм в Казахстане? Нужно ли законодательно запретить ваххабизм в Казахстане?
Марат Смагулов
Экстремисты могут взять реванш в Центральной Азии Экстремисты могут взять реванш в Центральной Азии
Расул Жұмалы
Как сохранить мировой пролетариат Как сохранить мировой пролетариат
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33