суббота, 27 июля 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Шахан – это символ реального Казахстана

16% населения страны сегодня живет в условиях, близким к экстремальным.  Пока мы говорим о нанотехнологиях и инновациях жители моногородов топят буржуйки.

Сегодня премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев поручил провести «работу над ошибками» по случаю трагедии в поселке Шахан Карагандинской области. В результате обрушения  четвёртого подъезда дома №4 микрорайона №3 погибли 9 человек,  среди них трое детей, причиной обрушение стал взрыв самодельного общедомового котла отопления. Цена жизни 9 человек - 2,8 млрд тенге, именно столько денег нужно было, чтобы в поселке появилось централизованное отопление. Сразу после обрушения дома в Шахане стали поступать новости, что депутаты, представители банковского сектора, различные подведомственные госучреждения решили перечислить свой ежедневный заработок на помощь пострадавшим и семьям погибших в трагедии. Делалось это публично, демонстративно, что больше вызывало вопросы об искренности таких пожертвований. Сегодня г-н Сагинтаев заявил, что необходимо усилить контроль и надзор за эксплуатацией технического состояния всех объектов теплоэнергоснабжения.

«Надо повторить ту работу, о которой бурно все отчитывались, начиная с августа прошлого года. Министерству национальной экономики, финансов, акиматам регионов - дополнительно проработать вопросы по дополнительному финансированию строительства, реконструкции и капитального ремонта котельного оборудования. Формального подхода не должно быть», - сообщил Бакытжан Сагинтаев.

При этом причина трагедии в Шахане – это не только конкретная котельная, которая не ремонтировалась годами, это в целом огромный комплекс вопросов, связанных с состоянием казахстанских моногородов.

Напомним, что еще в январе 2012 года в своем ежегодном послании народу Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил правительству разработать Программу развития моногородов на 2012-2020 годы, для участия в которой кабмином были отобраны 27 моногородов с численностью населения 1,5 млн человек, что составляет 16% городского населения Казахстана. Самыми крупными городами, участвующими в программе стали Жезказган, Балхаш, Темиртау в Карагандинской области, Рудный в Костанайской области, Экибастуз в Павлодарской области, Риддер в Восточном Казахстане и Жанаозен в Мангистауской области, Кентау в Южном Казахстане. Население этих городов от 50 до 180 тысяч жителей. В целом же моногорода составляют фактически треть от всех городов РК.

Наибольшую остроту проблема моногородов получила после кровавых событий в Жанаозене, когда стало понятно, что игнорировать наличие депрессивных регионов, где у людей единственная надежда на градообразующие предприятия, крайне недальновидно и даже опасно.

Тот же Шахан описывают практически как мертвый город, хотя в советское время здесь вполне кипела жизнь, и проблем с отоплением не было. Еще три года назад уже взрывался  котел в подвале пятиэтажного дома под номером семь, тогда кочегара выбросило на улицу. По счастливому стечению обстоятельств тогда никто не погиб. То есть нужно было, чтобы погибли 9 человек, чтобы местные власти, депутаты и правительство, наконец, взялось за решение проблемы.

Некогда жившая в Шахане Динара Серпаева, так описывает свою жизнь в поселке.

«Я сама жила в этом поселке. Вы представляете вообще себе жить на 4-ом этаже, топить буржуйку в морозы, а под боком плачут дети, потому, что всю зиму 1997 года не было света в поселке!».

Города-призраки, в которых в 21 веке нет света, тепла и горячей воды - это реальность сегодняшнего Казахстана, который сделал заявку на вступление в тридцатку наиболее развитых стран мира. Парадоксально, но в условиях советской командно-административной экономики в моногородах была обеспечена  почти стопроцентная  занятость населения. Между тем, согласно программе развитие моногородов, начиная с 2013 года в них должны были вливаться значительные деньги. В 2013 году 38,2 млрд тенге, в 2014 году - 43,2 млрд тенге, в 2015 году 53,9 млрд. тенге.

Программа была разбита на два этапа начальный (2013-2015 годы) и период уверенного роста (до 2020 года), то есть сейчас идет этап уверенного роста, чему, вероятно, подтверждением и стала трагедия в Шахане. 

К 2020 году в моногородах планируется увеличить количество активно действующих малых предприятий в 4 раза по сравнению с 2011 годом, снизить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума до уровня не более 6%, а также снизить уровень безработицы до уровня не более 5%. До окончания срока реализации программы осталось три года. Ее едва ли удастся выполнить, учитывая, что до сих пор в большинстве моногородов нет элементарных бытовых условий для жизни людей. При этом, именно в моногородах сегодня сосредоточена существенная часть промышленного потенциала Казахстана. В большинстве моногородов более трети экономически активного населения входят в категорию так называемых самозанятых, фактически безработных.

Согласно данным из открытых источников в половине казахстанских моногородов износ электрических сетей достигает 70%. При этом самые высокие показатели характерны для городов Аксай (94%), Риддер (82%) и Житикара (81,3%). Высокий износ тепловых сетей наблюдается в городе Текели (80%), Зыряновске (80%), Серебрянске (78%), Курчатове (68%), износ водопроводных сетей - в городах Жанатасе (95%), Зыряновске (82%), Серебрянске (75%), Курчатове (74%), Каратау (60%), Кентау (60%). В моногородах наблюдается высокий уровень аварийных домов. Самые худшие показатели доли общей площади аварийных домов к общей площади жилого фонда наблюдается в городах Аркалык (84,7%), Абай (36,7%), Жанаозен (10,9%), Каратау (8,4%) и Жанатас (7,1%). Одной из ключевых проблем моногородов остается отсутствие транспортной инфраструктуры, люди не могут добраться до больших городов, что не только сказывается на мобильности людей, но и является одним из следствий общего запустения моногородов.

В свое время первый вице-министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан Альберт Рау открыто признал, что ситуация в моногородах  практически безнадежна.

«Сарань тоже надо приводить в порядок. В промышленной зоне работает домостроительный комбинат, он работает, но мы не можем вывезти свою продукцию - просто нет дороги. Я акиму говорю: «Надо было сначала сделать для бизнеса дорогу». Я считаю, надо Сарань по всем новым программам поддержать, потому что промышленный узел Сарани очень хорошо развивается. Не чужой для меня и Лисаковск. В этом городе не хватает 500 специалистов. Не хватает кадров на всех уровнях. И в Серебрянске ситуация не очень хорошая. Раньше там было предприятие по выпуску противогазов и средств индивидуальной защиты, около трех тысяч человек работало. Сейчас предприятие практически встало. Руководство взяло кредит в Туран Алем-банке, проект заморозился, правительство приняло решение о банкротстве… Костанайская область, по Аркалыку наиболее сложная ситуация. Основная проблема Аркалыка в том, что боксита осталось на восемь лет, через восемь лет ENRC собирается оттуда уходить. Другой альтернативы нет. Если не будет единственного градообразующего предприятия Аркалыка, большой вопрос в самом его существовании», - отмечал г-н Рау.  

Любопытно, что с началом реализации программы поддержки моногородов в 12 из них объем производства не только не вырос, а наоборот упал. Стоит отметить, что в  некоторых моногородах обеспеченность дошкольными учреждениями составляет всего 30%. Поэтому, трагедия, подобная той, что произошла в Шахане, увы, может случиться в любой момент, пока проблема городов призраков не будет решена не на бумаге, а в реальной жизни. 

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33