Что не предусмотрено в сценарии «конституционного» плебисцита?
Выборы в Казахстане, как обычно, наступают неожиданно, и по первой реакции общества можно примерно судить о всей предстоящей избирательной кампании. Однако, на этот раз может быть все по-другому и даже выйти из общего сценария, в котором уже сейчас предусмотрены финальные титры в виде итогов голосования.
Время пошло
Споры и домыслы последнего времени растворились во вчерашнем обращении президента – Акорда все же решила пойти на выборы по графику, но при этом максимально приблизив дату их проведения к беспокойному 2020 году, который, судя по всему, еще преподнесет сюрпризы. Это заявление Токаева стало несколько неожиданным и застало врасплох многих игроков на политическом поле – у нас даже внеочередные выборы более ожидаемы, чем те, кто проходят в конституционные сроки. Впрочем, в последнее время немало аналитиков сходились во мнении, что на этот раз плебисцит может случиться в срок.
Но почему власти отказались от «очередных внеочередных»? Во-первых, их уже несколько раз переносили и дооткладывались до тех пор, что уже не было особого смысла проводить их досрочно. Конечно, это не основной аргумент, тем более, в прошлый раз депутатам оставалось несколько месяцев досидеть свой срок, но Акорда (тогда еще с Назарбаевым) решила не менять привычку и отправить парламент в отставку. Поэтому, во-вторых, видимо, нынешний состав мажилиса еще не исчерпал своих возможностей и может еще кое на что сгодиться. В-третьих, там, на вершине политического олимпа, вне всяких сомнений, стали происходить непредусмотренные изначальным сценарием события, которые прямо повлияли на дальнейшую реализацию транзита власти и самой операции «Преемник». И, наконец, появилась возможность в лишний раз продемонстрировать предрасположенность нынешнего хозяина Акорды к порядку и демократии – в тексте его обращения словосочетание «конституционные сроки» было выделено жирным шрифтом, то есть, преподносилось, как некое достижение президента и его администрации.
Как мы уже отметили, хотя нынешние выборы пройдут «в срок», но сдвинуты они были максимально, а дату их проведения можно назвать «сакральной» - 21 год назад – именно в этот день, 10 января, прошли президентские, Назарбаевско-Абдильдинские, выборы. И находящийся на поверхности аргумент о том, что холода и крещенские морозы будут призваны остудить протестные настроения масс, имел не самое последнее значение в выборе «сакральной даты» – 10.01.2021.
Акорда расщедрилась
Примечательно, что у нас уже вошло в практику назначать выборы (парламентские или президентские – без разницы) за два месяца до дня голосования. На этот раз Акорда расщедрилась и подарила целых 81 день (точнее, 80, если считать от сегодняшнего). Прежде считалось, что власти специально ужимали сроки, чтобы не дать кандидатам хорошо подготовиться, хотя, на самом деле, все сводилось к формуле «Давайте побыстрее с этим закончим», а больше забот вызывала сама подготовка к выборам, агитационные мероприятия и прочий шум, сопровождающий даже контролируемую избирательную кампанию.
Сейчас же к обычному сроку добавили сразу три недели. Этот «бонус», как видится, был дан для демонстрации широты демократической души действующего главы государства и новой политики руководства страны. Но есть предположение, что за эти две декады могут появиться новые игроки. Хотя это из области политической фантастики, а Касым-Жомарт Кемелевич намекнул, что «ставок больше нет», но все возможно – особенно, если это касается заранее запланированного игрока. В любом случае, дан некий шанс для маневра, который трудно списать на щедрость АП.
Здесь стоит процитировать президента Токаева: «До начала новой избирательной кампании предприняты меры по политической модернизации, развитию многопартийности и расширению гражданского участия в общественно-политической жизни нашей страны». Из этого можно понять, что никаких больше послаблений больше не будет, да и то, что было проведено через парламент в мае этого года назвать «глубокими политическими реформами» никак нельзя. Кстати, Касым-Жомарт Кемелевич почему-то забыл сказать о сокращении «проходного балла», а точнее – регистрационной численности партии для ее регистрации. Значит ли это, что таким образом он не хотел будоражить тему регистрации Демпартии или какой-либо другой организации, которая не подходит по сценарию?
Что касается легитимных партийных образований, то, как мы уже говорили в предыдущих материалах на заданную тему, особой активности у них не видно. Можно понять их пассивность, как отклик «Всегда готов!», но, скорее всего, их реакция на объявление выборов проявится в ближайшее время. Пока же прошедшие сутки показали, что, несмотря на ожидания, партии Казахстана так и не были готовы к Дню «Икс».
Проснись и…
А что же электорат? На наш взгляд, это самая основная интрига фактически стартовавшей предвыборной гонке. Сейчас трудно сказать, что будет преобладать в обществе – призывы к бойкоту или активизация агитаторов, полное игнорирование или взлет рейтинга ОСДП, попрекание «косановщиной» или выход протеста на улицы. При этом, нужно учитывать возможные карантинные санкции, которые существенно осложнят и предвыборную агитацию, не говоря уже о пост-выборных митингах.
Очевидно, карантин с пандемией будут играть на руку властям, в том числе и в качестве аргумента для проведения онлайн-выборов и (или) чтобы растянуть голосование на неделю, но, в то же время, последствия вызванного пандемией социально-экономического кризиса легко могут спровоцировать усиление и без того взрывоопасных протестных настроений. А это, между прочим, может стать серьезным испытанием для еще несформировавшегося в полной мере гражданского общества.
Другими словами, массовые и в особенности стихийные митинги протеста не всегда являются хорошим, с точки зрения демократии, показателем. Протесты без четкой организации и конкретных целей могут легко стать управляемы «эффектом толпы», чем не замедлят воспользоваться совсем не демократические силы. Например, для того чтобы силой перехватить власть или расправиться с конкурентами – последние события в соседнем Кыргызстане тому доказательство, где сейчас уже по-другому понимаешь полузабытый тезис «Есть у революции начало, нет у революции конца». Коротко говоря, опыта правовой культуры у казахстанцев маловато. Впрочем, этому можно быстро научиться за те же 80 дней – главное, чтобы ученики были прилежные, а учителя настойчивые.
Ну, а повод для недовольства, безусловно, будет, так как в то, что выборы на этот раз будут честными, похоже, не верит и сам президент. Это он даже не стал обещать в своем обращении, хотя заметил, что Центризбирком и Генпрокуратура «будут вести постоянное наблюдение за соблюдением законности, прозрачности и справедливости выборов». Звучит, по меньше мере, наивно или же с намеком, что до сегодняшнего дня эти органы не следили за справедливостью. Хотя ЦИК «правильно считает», а ГП следит за таким подсчетом.
По старым лекалам
В общем, между строк текста обращения президента Токаева можно прочитать, что ничего нового с точки зрения демократизации выборного процесса власти нам не готовят. Более того, Касым-Жомарт Кемелевич поспешил заявить, что «обновленный состав парламента и местных представительных органов сосредоточит свое основное внимание на качественном законодательном обеспечении социально-экономических реформ в нашей стране». Вроде бы, хорошее заявление, но откуда президент знает, что мажилис обновится? Вдруг партии предоставят списки кандидатов с прошлых выборов, а избиратели дружно проголосуют за тех же самых?
Вообще, о том, что будет после выборов (даже на следующий день после них) пока говорить рано, учитывая, что власти уже не могут управлять по-старому, а электорату уже надоело жить по-прежнему. Опять обратимся к словам Касы-Жомарта Кемелевича. «Предстоящие выборы вновь продемонстрируют твердую приверженность Казахстана последовательной демократизации и модернизации политических институтов, которые обеспечат обновление политической системы страны», – сказал он. Если бы наречие «вновь» не было, то можно вообще не обращать внимание на эту цитату, но значит ли это, что все что было до сегодняшнего дня, все действия и бездействия Акорды – это «твердая приверженность демократии»?
И последнее. Почему обращение президента вышло рано утром? Потому что в тот же день у него было назначено другое важное мероприятие – первое заседание Высшего совета по реформам (ВСР). Как известно, это некое надструктурное образование с непонятными рычагами управления и неописанной нигде формой ответственности. То есть, оно может давать разные советы, координировать работу министерств и Агентства Келимбетова (АСПИР) и генерировать идеи, а вот если «что-то пойдет не так», то отвечать за провалы не станет. Тогда возникает сакраментальный вопрос – а зачем тогда нужны правительство и парламент, если их функции по улучшению жизни страны и ее населения будет выполнять этот ВСР? Могут ли даже очень мудрые советы новой структуры что-то исправить, если они будут осуществляться в рамках устаревшей в условиях падения сырьевых доходах политической и экономической модели, в составе той команды, которая, собственно, и привела к кризису?
Парадокс в том, что реальные изменения, если они будут предприняты, как раз и должны привести к смене элит.