среда, 26 июня 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

За кулисами саммита Центральная Азия – Китай: «Большая игра - Эпизод III»

Президент Касым-Жомарт Токаев выступил на саммите, приуроченном к 30-летию установления дипломатических отношений между Китаем и странами Центральной Азии. Мероприятие проходит в онлайн-формате с участием главы КНР Си Цзиньпина, президента Узбекистана Шавката Мирзиеева, президента Кыргызстана Садыра Жапарова, президента Таджикистана Эмомали Рахмона, президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова.

«Хочу обратить внимание на значительные возможности Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). В качестве действующего председателя этого форума Казахстан предпринимает системные шаги по повышению эффективности СВМДА. Трансформация совещания в организацию по безопасности и развитию в Азии позволила бы вывести наши коллективные усилия по противодействию текущим вызовам и угрозам на качественно новый уровень. Хочу поблагодарить вас, коллеги, за поддержку этой инициативы и пригласить принять участие в юбилейном саммите в столице Казахстана осенью этого года», - сказал Токаев.

На онлайн-саммите «Центральная Азия – КНР» президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что «тема терроризма в эти дни обретает особое значение и для моей страны».

Си Цзиньпин в свою очередь поддержал действия властей в стране и заявил, что КНР готова оказать «необходимую поддержку и помощь».

«Считаю важным задействовать роль встреч министров иностранных дел стран Центральной Азии и других механизмов диалога, укреплять нашу солидарность и взаимное доверие, углублять взаимовыгодное сотрудничество в интересах совместного развития и процветания», – заключил Си Цзиньпин.

Токаев рассказал, что сейчас Казахстан работает над переформатированием и реформами государственного управления, системы национальной безопасности и экономической политики.

Саммит «Центральная Азия - КНР» формально приурочен к 30-летию установления дипломатических отношений. На самом деле встреча в верхах, хоть и проходила в онлайн режиме, вызывает большой интерес. Дело не ограничивается обсуждением текущих вопросов сотрудничества. Многое указывает на стремительные изменения в региональной и глобальной геополитике, в которой Центральная Азия обещает стать весьма важным элементом. Более того, в разворачивающейся борьбе интересов, который ряд экспертов называют реинкарнацией "Большой игры", на решающие позиции выдвигается именно Китай. Показательно, что и нынешний саммит был инициирован китайской стороной.

Если предпринять экскурс в новейшую историю, то впервые Центральная Азия стала яблоком раздора в устремлениях империалистических держав в конце XIX - начале XX века. Тогда интересы наседающей с севера России и продвигающейся с юга Великобритания столкнулись в этом регионе. Уинстон Черчилль, в то время министр по делам колоний, сравнил Центральную Азию "с дойной коровой, которая ждет своего хозяина". Противостояние, вошедшее в историю как "Большая игра", сопровождалось чередой, как сказали бы сегодня, гибридных войн в Афганистане, поддержкой лояльных сил в самом Туркестане. Положение удалось стабилизировать лишь после раздела сфер влияния. Согласно договоренностям, Москва сохранила контроль над той частью Центральной Азии, которую мы знаем сегодня, а Лондон - над Южной Азией. Афганистану же отводился буферный статус по принципу «ни мне, ни тебе». Попытки уже СССР в 1970-х оспорить статус-кво закончились, как известно, провалом, в том числе благодаря активной поддержке моджахедов странами Запада. Более того, афганская авантюра стала одним из триггеров развала самого Советского Союза.

Следующий эпизод "Большой игры" стартовал с начала 1990-х, правда, уже в обновленном составе. Россия, даже утратив монополию, продолжала рассматривать регион в качестве зоны своего привилегированного влияния. США в рамках доктрины Тэлбота (Строуб Тэлбот – заместитель госсекретаря) заявили, что не будут водружать свое знамя в Центральной Азии, но не позволят это сделать ни России, ни Китаю. В свою очередь Поднебесная империя, воздерживаясь от амбициозных заявлений, акцент сделала на инвестициях и экономической кооперации. Помимо геополитической составляющей важной ставкой в борьбе за влияние стали нефть и газ. В частности, вице-президент США Дик Чейни так отзывался о возросшем значении Центральной Азии и Прикаспия: «Не припомню случая за последние 40 лет, чтобы какой-то регион обретал столь исключительную важность".

Но после 2005 года конкуренция стала ослабевать. Штаты взяли курс на отказ от политики избыточного присутствия в разных частях света, включая Центральную Азию. Уже внутри остающейся двойки Китай-Россия последняя больше уповала на интеграционные механизмы. Но в силу общей деградации путинской системы на фоне обострения отношений с Западом данная стратегия не дала существенных результатов. Куда более эффективно на региональной площадке проявил себя Пекин. Особенно выпукло это отразилось в связи с запуском программы "Один пояс - один путь". Правда, репрессии в Синьцзяне против коренных жителей, земельные митинги в Казахстане в 2016-18 годах заметно сбавили обороты. Кстати, в процесс раздувания китаефобских настроений в регионе в немалой степени способствовали пророссийские СМИ. С падением мировых цен на энергоносители сырьевая значимость региона также пошла на убыль. Казалось, Центральная Азия снова отошла на периферию глобальной политики.

Положение резко поменялось в 2021 году. С поспешным уходом сил НАТО из Афганистана возросла угроза религиозного экстремизма. В условиях вакуума влияния на роль умиротворителя здесь присматривались альтернативные игроки, в частности Китай и Россия. При этом, несмотря на декларируемые партнерские отношения, Си Цзинпинь и Владимир Путин все чаще действуют врозь, нежели вместе.

Самым свежим примером стали разногласия в ходе масштабного внутриполитического кризиса в Казахстане в январе 2022 года. Беспрецедентно жесткая реакция Пекина на ввод сил ОДКБ в республику обнажила не только глубинные противоречия. Они также показали, что в этой паре именно Китай выступает как ведущий, а Россия как ведомая. Но наблюдаемое на протяжении последних лет обострение в отношениях России и НАТО сподвигла уже Запад к активизации на пост-советском пространстве. О чем, к примеру, можно судить по частоте и уровню обсуждений центрально-азиатской повестки в Брюсселе и Вашингтоне. Причем, цена вопроса возрастает в свете сдерживания главного геополитического соперника Штатов – Китая.

Таким образом, есть основания полагать, что после некоторой паузы "Большая игра" никуда не делась, а лишь вступает в новую фазу. Фазу, в которой в положении аутсайдера по всем объективным критериям оказывается Россия. Разумеется, на региональной шахматной доске собственные интересы преследуют другие фигуры наподобие Турции или Ирана. И это еще более усложняет композицию.

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33