суббота, 27 апреля 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Затянет ли российская экономика Казахстан в «черную дыру»?

«Являясь участником Евразийского экономического союза, нам надо научиться получать от этого сотрудничества больше выгоды и пользы, чем имеем сейчас. Других вариантов у нас нет», – считает финансовый аналитик Арман Бейсембаев.

– Если исключить эмоции и отталкиваться от реальных факторов, то сможем ли мы просто взять и выйти из Евразийского экономического союза? Нет, не можем, – утверждает финансист. – Чтобы инициировать этот процесс, нужна политическая воля и готовность к серьезным издержкам, в том числе и к прямой конфронтации. Но это на сегодняшний день пока не реально. И если мы даже очень сильно захотим выйти из этого союза, то не сможем сделать это хотя бы потому, что вокруг этого объединения замешаны не только экономические, но и огромные геополитические интересы.

Во-первых, с момента подачи заявления о выходе из состава союза должно пройти, как мы все знаем, не менее 5 лет. За эти годы Россия просто «задушит» нас в своих объятиях. Да, мы является крупнейшей экономикой центральноазиатского региона, но в мировом масштабе у Казахстана очень маленькая, компактная и примитивная экономика. Вне тесного сотрудничества с другими странами она существовать не способна, то есть жить обособленно мы не можем. Тем более – от России, с которой у нас самая длинная в мире сухопутная граница.

Во-вторых, и это самое главное, инициировать разрыв отношений с таким агрессивным соседом, как Россия, — это всё равно, что пытаться заигрывать с маньяком с топором в руках – непонятно, как отреагирует. Тем более, что этот неадекватный сосед уже начинает поглядывать на Северный Казахстан: а, может быть, мы и его тоже «денацифицируем»? Выступления их политиков на эту тему – тревожный сигнал, который нельзя игнорировать. Торпедировать на этом фоне тему о том, что нам надо теперь отгородиться забором от России, – означает идти один в один по пути Украины. После того, что с ней сейчас случилось, никто не исключает такой вариант как территориальные претензии со стороны России и к другим своим соседям.

А то, что все страны-участники получают выгоды от членства в ЕАЭС и только Казахстан в убытке, то это вопрос уже не к финансовым аналитикам, а к нашему правительству – почему и по какой причине ему не хватило политической воли добиться лучших условий для Казахстана? Ведь все другие страны, участники Евразийского Союза, так или иначе получают выгоду от своего участия в нем. Белорусская экономика, например, глубоко интегрирована в российскую, Кыргызстан получает существенные финансовые выгоды в свой бюджет от денежного потока, идущего из России от их гастарбайтеров. Это, не говоря уже о том, что эта страна постоянно списывает ей долги: в 2012 – почти $489 млн, в 2013 – $188,9 млн, в 2017 году – на $60 млн. Оставшийся долг ($240 млн) был полностью списан в 2018 году. У Армении похожая ситуация: экономические выгоды от участия в ЕАЭС существенно превышают любые издержки.

И только у Казахстана отрицательный торговый баланс с Россией – мы у нее покупаем больше, чем продаем ей. Любые дисбалансы в нашей экономике выливаются в выгоды для России. Это мы видели, к примеру, в 2015 году, когда возник дисбаланс в курсах валют, из-за чего многократно вырос поток российского импорта. Наше население, воспользовавшись ситуацией, ринулось скупать в России их товары.

Это практически поставило на колени то немногое производство, которое существовало в Казахстане, так как спрос был перераспределен в сторону России. В итоге, вкупе с рухнувшей ценой на нефть, был спровоцирован серьезный кризис, выход из которого занял не один год. А пока мы выбирались из него, нас накрыл ковидный кризис, из него мы продолжаем выбираться до сих пор. Ну а теперь нас накрывает очередным кризисом из-за войны в Украине. В результате Россия, крупнейшая экономика региона, – теперь страна-изгой, отрезанная от западных рынков и технологий, и без каких-либо шансов на модернизацию и развитие.

Казахстанскую экономику, находящуюся в довольно тесной сцепке с российской, затягивает следом в возникшую «черную дыру». Но отвернуться от нее, как от прокаженной, сейчас неразумно. В крупнейшей экономике СНГ вряд ли что-то изменится кардинально в обозримой перспективе. Другой вопрос – многое из того, что мы покупали у России или через Россию, перестанет поставляться. А значит, нам надо срочно перестраиваться, заключать прямые контракты со страной-поставщиком и искать альтернативную логистику. А с Россией в рамках Евразийского союза отношения должны выстраиваться без сантиментов – только на условиях взаимной выгоды. Такой прагматичный язык там прекрасно понимают. То есть ссориться с Россией, как минимум, небезопасно, но конструктивно дружить, не забывая о том, что она всегда держит в руках топор, который в любой момент может быть пущен в ход, все-таки можно.

Фото обложке из открытых источников.

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33