среда, 16 октября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Чем грозит Казахстану выход из ЕАЭС?

Что делать Казахстану, чтобы не попасть под шквал антироссийских санкций?Казахстанские эксперты Expert PublicSpace специалисты попытались понять, что ждет страну в случае, если она выйдет ЕАЭС.

Экономист, основатель Ekonomist.kz Касымхан Каппаров уверен, что поводов для беспокойства нашей стране сегодня нет.

– По поводу санкций Казахстан находится в серой территории, – поделился эксперт. – Россия является одним из крупных поставщиков по целому ряду ресурсов и здесь сложно что-либо прогнозировать. В плане влияния на Казахстан, сложившаяся ситуация может привести к мобилизацонной экономике, когда роль государства может значительно повыситься. Конечно, в РК есть подушка безопасности в лице Национального фонда, которая составляет половину доходов из госбюджета. Но тут возникает вопрос: надолго ли хватит его средств? Правительство Казахстана уже ввело запрет на экспорт ряда товаров для обеспечения собственной продовольственной безопасности. Мы является конкурентами России по пшенице, нефти, газу. Казахстанская нефть крайне важна, в том числе и для США. Поэтому я даже не представляю, какие санкции могут быть применены против нашей страны. Скорее, наоборот, активизируется заигрывание с Казахстаном с тем, чтобы мы выбрали некий другой путь развития. Собственно, то же самое происходило в 2012-2013 годах с Украиной, когда ее активно звали в Европейский союз. Думаю, вопрос стоит не о санкциях, а о неких «заманчивых» предложениях.

– Другое дело, Казахстан может войти в свой собственный локальный кризис, – говорит Кусаинов. – Логично ожидать, что мы будем запрещать экспорт каких-либо продуктов по той простой причине, что у нас низкая стоимость ГСМ. В долгосрочной перспективе все может закончится тем, что мы будем дальше бороться за некую ценовую стабильность и удерживать дешевые цены внутри страны. Но искусственно сдерживая цены, мы сдерживаем и рост доходов населения. Этот порочный круг надо как-то разрывать.

Это очень хорошо, что пока нам плохо?

Больше 50 процентов населения Казахстана половину своих заработков тратит на еду. Соответственно, правительство прилагает все силы, чтобы товары внутри страны были дешевы.

– А когда у вас низкие цены внутри страны, что-либо производить, перерабатывать, инвестировать работу заводов, становится просто не выгодно, – уверен Кусаинов. – То есть происходит сокращение перерабатывающих производств, люди уходят на базары торговать, а их доходы, соответственно, падают. Чтобы выйти из порочного круга необходимо нормальное рыночное регулирование цен. Только так собственное производство станет рентабельным, появятся новые рабочие места, начнется рост доходов. Пока мы этого не поймем, будем продолжать играть в короткую игру сиюминутных решений. Нужно хотя бы на три шага смотреть вперед: чтобы было потом хорошо, надо сегодня сделать плохо.

– Пока против Казахстана прямых санкций нет, – говорит финансовый консультант Расул Рысмамбетов. – Если говорить о России, то их воздействие продлится на годы. Поэтому я против каких-либо не просчитанных решений, как это случилось когда мы вошли в ЕАЭС. Это было эмоциональное решение, основанное на каких-то не просчитанных ожиданиях. Но теперь выходить оттуда тоже на эмоциях было бы полным абсурдом. Думаю, что сегодня правительство должно принять прагматичное решение, которое позволит Казахстану не проиграть, а выиграть. Я не говорю о неэтичных прибылях, используя военную ситуацию, а про гуманитарное сотрудничество – лекарства, пищевые, промышленные продукты. Мы остаемся соседями и как-то нужно налаживать торговлю. В рамках ЕАЭС наше соглашение де– факто прекратилось. Просто нужно передоговориться по каким-то торговым позициям. И это нормально, когда условия сотрудничества изменились. Задача нашего Президента и правительства, прежде всего, думать о казахстанцах. А торговлю и взаимные инвестиции никто не остановит.

Выйти из ЕАЭС – дело не хитрое, – считает экономический обозреватель Сергей Домнин. Но именно сегодня этот механизм позволит Казахстану в режиме санкций обеспечивать взаимоотношения большой закрытой экономики России с внешним миром.

– Но тогда не должно быть места для протекционалистских мер, – говорит эксперт. – Основные товары Казахстана будут выбираться российской экономикой, но при этом у нас должен быть открытый вход для импорта этих товаров и достаточно валюты для обеспечения этого торгового коридора. Все зависит от политического решения, которое мы выберем. Либо оно будет осторожно-консервативное, когда мы закрываем экспорт и бережем валюту и собираем с населения золото. Либо – радикально открытая экономическая модель, в которой мы выполняем роль буфера между закрытой российской и мировой экономикой. Сейчас происходит релокация людей и капитала, следующий этап – релокация производства. В приграничных регионах небольшие цеха из России могут быть перемещены в Казахстан. Это поможет Казахстану в плане перепроизводства.

К слову, около 3 тысяч российских компаний сегодня уже пытаются перенести локацию на территорию Казахстана. Но директор форсайтингового агентства EXIMAR Айман Турсынкан видит в этом определенные угрозы для Казахстана.

– На саммите Европы прозвучали заявления о том, что США призывают к введению вторичных санкций против предпринимателей, которые помогают обходить российские санкции, – говорит Турсынкан. – Несмотря на то, что между правительством Казахстана и США проходят ежедневные горячие линии по консультациям в отношении санкционных вопросов касательно Казахстана, еще нет жестких требований со стороны мирового сообщества насчет разрыва отношений между нашей страной и другими членами ЕАЭС, предупреждение о введение вторичных санкций – достаточно серьезный звоночек.

Помимо ЕАЭС, у нас есть членство ВТО, в рамках которого у правительства Казахстана есть жесткие обязательства. Возможно, в каких-то случаях нам придется использовать заградительные пошлины против импорта готового переработанного продукта с территории России для поддержки отечественных товаропроизводителей. С учетом сложившихся транспортных коридоров нам в любом случае придется переориентироваться на многие другие торгово-экономические региональных союзы. Это может быть и Средняя Азия, и Турция, и Китай, и Пакистан. Нам придется двигаться на восток июг, и никаких противоречий между ЕАЭС и ВТО я для Казахстана не вижу.

Купить квартиру или поправить здоровье?

Эксперты дали советы казахстанцам, куда лучше вложить свои сбережения и пережить геополитический кризис.

Айман Турсынкан: Сейчас самое время инвестировать. Вы не можете рассчитывать, что будет стабильность по всем валютам. В зоне атак находятся все более или менее конвертируемые валюты, что-то продавать или покупать сегодня не имеет смысла. Можно вкладываться в металлические счета и рассчитывать на рост цен на золото. Один из инструментов атаки на конкретную валюту является понуждение торгового партнера расплачиваться за стратегический товар золотом. То есть в любом случае цена на золото будет расти, особенно на фоне эскалации между США и Китаем. С другой стороны, если говорить о рядовом казахстанце, логично вкладываться в какие-то материальные активы. Лучше вкладываться в бизнес, который касается переработки. Пусть это будут маленькие цеха. Вы не проиграете, потому что внутренний рынок сейчас находится в зоне постоянного напряжения из-за девальвации, постоянного роста цен на импортные продукты. Дешевый импорт со стороны России может уже не приходить, потому что Россия первой начала включать экспортное квотирование. Другой выход – вкладываться в недвижимость, так как землю у нас никто не отберет.

Касымхан Каппаров: Все будет дорожать в тенге, но дешеветь долларах. Если у вас есть недвижимость, то в долларовом эквиваленте она будет дешеветь. Это актуально для тех, кто хочет продать и уехать из страны. Сегодня, когда ситуация очень не стабильная, я бы посоветовал инвестировать в себя либо в своих детей, чтобы обеспечить мобильность и навыки удаленной работы. Это самая простая тактика выживания во время неопределенности

Айдархан Кусаинов: Я бы посоветовал не предпринимать никаких действий, а просто спокойно жить. Нынешняя ситуация не более, чем пустой шум и есть причина, почему это нагнетается. Мир не рушится, ничего не пропало. Если есть депозиты, не стоит с них снимать деньги. Сейчас доллар дешевеет, все успокаивается. Самое главное спокойно относиться к многочисленным вбросам, провокациям. Для населения нашей страны ничего принципиально не изменится. Не надо метаться и покупать что-либо, если вам это не нужно.

Сергей Домнин: Думаю, что в основной массе казахстанцы рациональны. У каждого есть свои жизненные цели и под них нужно ориентировать свои расходы и, соответственно, вкладываться в те активы, которые являются с одной стороны нематериальными, а с другой – исчерпаемыми в пределах человеческой жизни. Это здоровье, получение новых навыков удаленной работы и изучение иностранных языков.

Оставить комментарий

Общество

Куда податься казахстанской нефти Куда податься казахстанской нефти
Ахмед Калиев
В Казахстане нашли революционный способ лечения аллергии В Казахстане нашли революционный способ лечения аллергии
Мерей Сугирбаева
Ваххабизм – признак организованной нестабильности Ваххабизм – признак организованной нестабильности
Марат Смагулов
«Байрактары»: геополитический вызов тюрков или эффект пропаганды? «Байрактары»: геополитический вызов тюрков или эффект пропаганды?
Редакция Exclusive
Сколько будет стоить война в Украине Казахстану? Сколько будет стоить война в Украине Казахстану?
Анна Ямпольская
Семей: жители будущего областного центра более 30 лет живут без воды, тепла и чистого воздуха Семей: жители будущего областного центра более 30 лет живут без воды, тепла и чистого воздуха
Айя Канатова
Чем обернется раскол казахстанского общества из-за войны в Украине? Чем обернется раскол казахстанского общества из-за войны в Украине?
Редакция Exclusive
Казахстану не миновать санкций из-за неготовности к декарбонизации Казахстану не миновать санкций из-за неготовности к декарбонизации
Марат Усманов
Что делает Фонд имени Конрада Аденауэра в Казахстане? Что делает Фонд имени Конрада Аденауэра в Казахстане?
Редакция Exclusive
Что делает Фонд имени Конрада Аденауэра в Казахстане? Что делает Фонд имени Конрада Аденауэра в Казахстане?
Редакция Exclusive
Нужно ли законодательно запретить ваххабизм в Казахстане? Нужно ли законодательно запретить ваххабизм в Казахстане?
Марат Смагулов
Экстремисты могут взять реванш в Центральной Азии Экстремисты могут взять реванш в Центральной Азии
Расул Жұмалы
Как сохранить мировой пролетариат Как сохранить мировой пролетариат
Редакция Exclusive
Как ислам в Казахстане из Веры превратился в политику Как ислам в Казахстане из Веры превратился в политику
Расул Жұмалы
Откуда взялись в Казахстане «20 тысяч террористов» Откуда взялись в Казахстане «20 тысяч террористов»
Расул Жұмалы
Почему в России думают, что в Казахстане притесняют русских? Почему в России думают, что в Казахстане притесняют русских?
Мерей Сугирбаева
Экзекуция кистью и пером: эффект подмены Экзекуция кистью и пером: эффект подмены
Редакция Exclusive
Почему КНБ Казахстана не должен быть филиалом ФСБ России Почему КНБ Казахстана не должен быть филиалом ФСБ России
Редакция Exclusive
Жарас Ахметов: «Нас опять так «приперло», что спасет только реальный бизнес» Жарас Ахметов: «Нас опять так «приперло», что спасет только реальный бизнес»
Редакция Exclusive
Полиция Казахстана должна быть выведена из состава МВД Полиция Казахстана должна быть выведена из состава МВД
Анна Ямпольская
Объявлена «цифровая» война активам клептократов России, Беларуси и… Казахстана Объявлена «цифровая» война активам клептократов России, Беларуси и… Казахстана
Марат Усманов
Январский вопрос: стоит ли казахстанцам разрешить использовать оружие? Январский вопрос: стоит ли казахстанцам разрешить использовать оружие?
Редакция Exclusive
Экспансия россиян на казахстанский рынок труда началась уже давно Экспансия россиян на казахстанский рынок труда началась уже давно
Мерей Сугирбаева
Как выиграть Олимпиаду на протезах? Как выиграть Олимпиаду на протезах?
Редакция Exclusive
Карим Масимов: у КНБ не хватает эффектных доказательств? Карим Масимов: у КНБ не хватает эффектных доказательств?
Редакция Exclusive
ТШО жобалары: халыққа көмектесе отырып, бизнесті дамыту ТШО жобалары: халыққа көмектесе отырып, бизнесті дамыту
Редакция Exclusive
Хотят ли дети сегодня быть космонавтами? Хотят ли дети сегодня быть космонавтами?
Анна Ямпольская
ТШО: экосистема для бизнеса ТШО: экосистема для бизнеса
Редакция Exclusive
Что делать, если близкий человек попал под влияние секты? Что делать, если близкий человек попал под влияние секты?
Редакция Exclusive
Кто виноват в разводе Габита Мусрепова и Раисы Мухамедьяровой? Кто виноват в разводе Габита Мусрепова и Раисы Мухамедьяровой?
Мерей Сугирбаева
Идет война, а наши государственные СМИ спят! Идет война, а наши государственные СМИ спят!
Редакция Exclusive
Почему президентскую резиденцию решено снести? Почему президентскую резиденцию решено снести?
Мерей Сугирбаева
О государстве лучше всего судить по тому, как в нём судят О государстве лучше всего судить по тому, как в нём судят
Редакция Exclusive
Новый министр МВД: победит ли преступность борец с «бесконечной» коррупцией? Новый министр МВД: победит ли преступность борец с «бесконечной» коррупцией?
Рената Лачина
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33