суббота, 27 июля 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Казахстан – земля обетованная… для мигрантов

Казахстан превратился в альтернативную страну для трудовых мигрантов из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.  Согласно прогнозам экспертов по миграции, в следующие десять лет предложение рабочей силы в Центральной Азии вырастет на 4 миллиона работников.

Проще говоря, дополнительно еще 4 миллиона граждан Центральной Азии будут вынуждены покинуть родину в поисках работы и лучшей жизни. Тем временем, по данным международной организации по миграции за последние пару лет число рудовых мигрантов в России снизилось в два раза. По сути, все эти люди обосновались в Казахстане. Об этом сообщил Деян Кесарович, координатор по Центральной Азии, глава миссии в Казахстане.

Причина такого выбора тривиальна  – между странами Центральной Азии нет визового режима, нет языковой и культурной проблем.

Кроме того, в последнее время появился новый тренд – многие трудовые мигранты из стран Центральной Азии, включая и граждан Казахстана, мигрируют в Турцию. И объем миграции как в Турцию, так и в Казахстан увеличивается.

Что касается Казахстана, то, по словам Кесаровича, наша страна нуждается в квалифицированной рабочей силе. Это может стать гарантией ежегодного роста ВВП на 4 процента, считает он.

Тем временем, в офисе МОМ в Алматы журналистов ознакомили с отчетными докладами по теме трудовой миграции, эксплуатации и торговли людьми в нашем регионе.

Почему миграция поменяла вектор?

Итак, в сфере трудовой миграции в СНГ появились новые тенденции. Так называемые гастарбайтеры из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана из-за экономического спада в России, стали оседать в альтернативной стране – в Казахстане.

Еще одна причина такого выбора – это ужесточившаяся политика в отношении мигрантов из стран, не входящих в Евразийский экономический союз. «Россия частично потеряла свою привлекательность в качестве страны назначения для трудоспособного населения Центральной Азии, желающего найти работу за границей. Об этом свидетельствует снижение числа мигрантов из всех центральноазиатских республик, за исключением Кыргызстана, вступившего в ЕАЭС в 2015 году», - считают эксперты МОМ.

Кроме того, в России мигранты стали восприниматься как носители  религиозных идей радикального толка и, в отдельных случаях, как участники экстремистской деятельности.

В отчете МОМ говорится, что,  начиная с 2014 года, еще большую нестабильность положению мигрантов придали такие дополнительные стрессовые факторы, как продолжающийся экономический спад в России, обесценивание рубля и валют стран Центральной Азии и широкомасштабное наложение санкций, в частности запрета на повторный въезд. «В результате многие из них почувствовали свою уязвимость: от потери финансовых ресурсов до появления чувства безысходности и снижения самооценки», - считают эксперты.

Негативные последствия регионального экономического спада не спасет даже стабильный уровень миграции, считают в МОМ. По статистике Центрального банка России, объем денежных переводов резко упал по всему региону. В 2015 году денежные переводы в Кыргызстан упали на 47% в долларовом выражении, в Узбекистан - на 58% за тот же период времени, а частные переводы в Таджикистан -на 66%.

Между тем, обесценивание национальных валют Таджикистана и Кыргызстана вслед за падением российского рубля и казахского тенге несколько смягчило негативный эффект сокращения размеров оплаты труда.

Кроме того, на динамике миграции в Центральной Азии сказалось и продолжающееся применение запретов на повторный въезд мигрантов, совершивших административные нарушения в России. Эти люди, не имея возможности вернуться в Россию в период от трех до пяти лет или даже более продолжительное время, находятся в поисках альтернативных вариантов для миграции.

«Таким альтернативным направлением для ищущих работу мигрантов из Центральной Азии постепенно становится Казахстан. Хотя статистические данные о том, сколько из ныне работающих в Казахстане мигрантов имеют запрет на повторный въезд в Россию, отсутствуют. Результаты нашей региональной полевой оценки

свидетельствуют о том, что мигранты, следовавшие через Казахстан транзитом, решают в нем остаться после получения отказа во въезде в РФ на российской границе, тогда как другие мигранты стремятся устроиться на работу в Казахстане вместо эмиграции в Россию», - говорится в отчете МОМ.

Прогнозы

По мнению экспертов МОМ, ситуация с миграцией в Центральной Азии претерпит изменения в следующие несколько лет под влиянием нескольких факторов.

Во-первых, согласно прогнозам, предложение рабочей силы в Центральной Азии вырастет на 4 миллиона работников в следующие десять лет и будет продолжать увеличиваться после 2026 года. Поэтому продолжающаяся экономическая нестабильность в регионе может стимулировать мобильность населения и трудовую миграцию как внутри Центральной Азии, так и за ее пределы.

Во-вторых, среднесрочные прогнозы не предсказывают быстрого возврата к росту в российской экономике, что может означать дальнейшее усиление административного контроля за негражданами на рынке труда России. В результате, в России может появиться больше нерегулируемой миграции и уязвимых мигрантов.

В-третьих, возможно увеличение потоков законной трудовой миграции как следствие дальнейшего расширения Евразийского экономического союза, подписания соглашений о свободной торговле с другими странами Центральной Азии и упрощения условий доступа на рынок труда ЕАЭС для граждан Таджикистана и Узбекистана.

В-четвертых, региональные миграционные потоки могут ослабнуть по мере того, как регион будут вовлекаться в новые инфраструктурные и торговые проекты. Например,  «Экономический пояс Шелкового пути». Растущий спрос на рабочую силу, несомненно, потребует адекватных механизмов управления миграционными потоками для обеспечения защиты прав мигрантов и их эффективной интеграции и реинтеграции, а также доступа к социальной помощи и защитным механизмам.

Как решать проблемы?

Негативные последствия неурегулированной миграции внутри Центральной Азии и за ее пределами, очевидны. По мнению экспертов, проблему можно эффективно решить только при участии как принимающих стран, так и стран происхождения. В частности, правительства стран Центральной Азии должны совместно решать большой круг вопросов. Это и мобильность трудящихся-мигрантов, и защита их прав и предоставление безопасных условий для миграции. Кроме того, один из важных вопросов, который нужно решать совместными усилиями всем странам Центральной Азии -  это противодействие возникающим угрозам безопасности, таким как радикализация определенных категорий мигрантов.

Международные специалисты по вопросам миграции уверены, что «государствам Центральной Азии также необходимо в приоритетном порядке прилагать усилия как на национальном, так и на региональном уровне в решении вопросов интеграции и реинтеграции возвращающихся мигрантов с запретом на повторный въезд в Россию и развития новых, приносящих доход видов деятельности в регионе (как в принимающих странах, так и в странах происхождения). Важно, чтобы социально-экономическая интеграция с устранением факторов уязвимости мигрантов стала существенной профилактической составляющей политики в целях предотвращения радикализации мигрантов и их ухода в религиозные экстремистские организации».

Три фактора, которые мешают интеграции

Как адаптироваться мигрантам, которые долгие годы работали и жили в России?

Первый фактор: проблема интеграции и реинтеграции  мигрантов отсутствовала в повестке дня стран Центральной Азии.

Второй фактор: ухудшение экономической ситуации еще больше ограничило возможности для создания в регионе Центральной Азии новых рабочих мест, которые могли бы перетянуть значительное число возвращающихся мигрантов с российского рынка труда.

Третий фактор: как показывает сравнение между гражданами Узбекистана и Таджикистана, устойчивое перенаправление потоков трудовой миграции (например, из Казахстана в Россию) зависит от наличия крепких диаспор, которые могли бы предоставлять юридическую, экономическую и социальную поддержку вновь прибывшим мигрантам.

Страшилки о Казахстане

В Казахстане оценка положения мигрантов, имеющих запрет на повторный въезд, показала, что из-за отсутствия информации о стране и недостаточное развитие иммигрантских социальных сетей, они оказались социально уязвимы. В группы высокого риска входят  мигранты, прибывающие из чрезвычайно неблагополучных регионов. Как правило, эта социальная группа не имеет контактов в принимающей стране и необходимой информации о правилах пребывания в ней.

Мигранты в поисках быстрого заработка зачастую становятся жертвами эксплуатации со стороны непроверенных посредников и новых знакомых. Неурегулированный статус - это еще одна причина, из-за которой мигранты предпочитают не обращаться за помощью по официальным каналам (к государственным органам и организациям гражданского общества), тем самым доступ к эффективным механизмам защиты для них закрыт.

В результате такого добровольного нахождения в тени мигранты могут быть со временем подвержены риску стать жертвами эксплуатации или махинаций со стороны преступных и экстремистских группировок, и, в конечном счете, оказаться в конфликте с законом принимающей страны.

В долгосрочной перспективе это может привести к росту числа мигрантов, работающих без надлежащего оформления трудовых отношений. Вместе с тем, будучи привлекательной страной назначения для трудовой миграции, Казахстан заинтересован в развитии межправительственного диалога на региональном уровне в целях поиска наиболее эффективных путей легализации статуса и защиты прав трудящихся-мигрантов.

МОМ рекомендует особое внимание обратить на более активное привлечение к сотрудничеству диаспор или общинных лидеров, укрепление диалога между НПО и государственными органами и проведение более активных и долгосрочных информационных кампаний для мигрантов.

Такая информация должна быть доступной по прибытии в Казахстан - в аэропортах, на железнодорожных и автовокзалах, а также на пограничных контрольно-пропускных пунктах.

Печатные материалы на нескольких языках (казахском, кыргызском, русском, таджикском и узбекском) должны информировать о рисках пребывания в неурегулированном статусе и о требованиях законодательства принимающей страны. Кроме того, в них также следует описать виды помощи, предлагаемые мигрантам миссиями МОМ, НПО, общинами и диаспорами.

Кто пострадал больше?

Введение запретов на повторный въезд в Россию резко изменило жизнь гастарбайтеров. Существует три группы мигрантов, которые особенно пострадали от этой меры.

Первая группа: Вернувшиеся мигранты, в семьях которых запрет получили более одного члена семьи, не могли рассчитывать на получение денежных переводов от других членов семьи и не имели работы на родине.

Вторая группа: Молодые мигранты с низким уровнем образования испытывали больше трудностей с трудоустройством по возвращении домой по сравнению с более образованными соотечественниками.

Третья группа: Мигранты из сельских районов обычно имели более низкий уровень образования, больше иждивенцев, испытывали больше давления со стороны своих расширенных семей и общин после внезапного возвращения, им пришлось опять приспосабливаться к более строгому и традиционному укладу жизни.

Кроме того, важным фактором, определяющим степень уязвимости опрошенных мигрантов, стала их низкая осведомленность о собственных правах. По возвращении домой респонденты даже не рассматривали вариант обращения в официальные учреждения за необходимой помощью в реинтеграции на родине, поскольку в их представлении органы власти ассоциируются с коррупцией и притеснениями, и они не верили, что государственные органы будут заинтересованы в оказании помощи вернувшимся мигрантам. Так, было замечено, что не менее двух третей опрошенных мигрантов не знали о существовании социальных выплат для безработных, а те, кто обращался в государственные учреждения, делал это только в надежде получения помощи с амнистией и отменой запрета, чтобы вновь эмигрировать.

Рекомендации МОМ

Очень часто мигранты-«запретники» остаются безработными по возвращении на родину. В частности, не имеют доступа к пенсионной системе или социальному страхованию, так как они не платили отчисления в соответствующие фонды или не смогли перевести пенсионные накопления на родину.

МОМ считает, что «необходимо рассмотреть возможность запуска целевых правительственных программ по устранению этих недостатков через принятие конкретных законодательных мер и организовать легкодоступную поддержку вернувшихся мигрантов в сотрудничестве с местными НПО и миссиями МОМ в целях предотвращения отчуждения, изоляции, недовольства и последующей радикализации этой обширной социальной группы».

Так, специалисты МОМ считают, что нужно запускать программы прямой помощи. Например, фонды стартового капитала, микрокредиты, микрозаймы для вернувшихся мигрантов, имеющих запрет на въезд в Россию, чтобы дать им хоть какую-то возможность заработать на жизнь и достичь определенной экономической стабильности.

Кроме того, должны быть разработаны специализированные реинтеграционные меры для брошенных и разведенных женщин с маленькими детьми, чтобы помочь им включиться в экономическую деятельность и получить необходимую социальную поддержку.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33