Как Тимур Кулибаев тридцать лет «на печи сидел», а потом «Адал» создал
Предстоящие выборы в парламент будут интересны скорее не своим результатом (как всегда предсказуемым), а самим процессом. На политическом небосклоне восходит политическая звезда Тимура Кулибаева.
Новости по теме
НАНотехнологии: как власти подготовились к выборам
23.11.2020 11:11Выборы в парламент как бизнес-проект: на какие партии будет спрос?
19.11.2020 10:11Партия "Бірлік" поменяла название на "Адал"
Также в политсовет партии вошли девять новых членов, среди них два представителя Нацпалаты предпринимателей «Атамекен».
06.11.2020 13:11Мамай: «Проведем выборы на площадях»
29.10.2020 19:10Почти два месяца остается до внеочередно очередных парламентских выборов в Казахстане, и политическое поле начинает потихоньку оживать. Правда, тоже своеобразно – то ожидаемый сюрприз случится, то партия власти пополнится неожиданными членами, то еще что-то. Для «разминки» это нормально, но, чтобы понять, что нас еще может ожидать, надо разобраться с произошедшим. Это, конечно, родит новые вопросы – зато постепенно все пазлы соберутся. Главное, успеть до 10 января.
«Адал» не отдал
Месяц в информационное поле просочилась информация о создании новой политической организации под названием «Адал». На свет божий (в соцсети) ее вытащила гражданская активистка Тогжан Кожалиева, случайно наткнувшаяся на сайт новой партии, судя по которому, она (партия, а не Токжан) должна была родиться на основе Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». Но в самой НПП эту информацию назвали фейком, и примерно так же отреагировали те, кого пророчили в партийные бонзы, среди которых были Айдос Сарым и Ирина Смирнова.
Однако партийный сайт (adalpartiyasy.kz) тут же пропал, так и не появившись вновь. Тогда все решили, что это либо намеренная утечка информации, либо «подстава». Наблюдатели и аналитики сошлись во мнении, что речь идет не о создании новой, а о ребрендинге существующей партии – «Бирлике», созданной союзом «Адилета» Нарикбаева и отобранного у Мамбеталина «Руханията» за год до этого. Впрочем, сейчас это особо не важно, но, как говорится, осадок остался. И этот осадок говорит о существовании межпартийной борьбы где-то там, на политическом Олимпе и его предгорьях.
На поверхности мы видим, что Тимур Кулибаев, несмотря на свою репутацию аполитичной фигуры, практически официально вступает в борьбу. При этом, фактически, лобби Тимура Аскаровича всегда было одним из самым влиятельных в стране, практически контролируя все отрасли и министерства, а партия «Ак жол» играла роль вишенки на торте. Поэтому можно предположить, что появление партии «Бирлик» - это только институционализация его политической деятельности. Тем более, что окружение Кулибаева давно и настойчиво рекомендовало использовать ресурсы НПП «Атамекен» с его отлаженной региональной сетью, поддержкой крупного корпоративного сектора (так называемых, «системообразующих предприятий» или «списка Кулибаева») для создания политической партии бизнеса.
Конечно, сам ребрендинг партии-аутсайдера не может обеспечить выход за семипроцентный барьер, но является неким намеком на то, что «теперь все будет по-новому». Учитывая наличие у «Тимура и его команды» солидного финансового, мощного информационного и привычного административного ресурсов, можно ожидать, что «Адал» выйдет в лидеры по рекламе и пиару. К этому подключатся различные лидеры мнений и звезды «Фейсбука», что тоже хорошо – хоть кто-то заработает в наше непростое и жадное на новые проекты время. Однако, как вы понимаете, всего этого мало – нужна еще «политическая воля», которая важна «когда будут считать».
Назначаешься оппозицией
Вообще, по некоторым данным, взлет «Бирлика» намечался еще на прошлых выборах, но он тогда решил отмолчаться, взял свои 0,29 процента и заявил, что битва за электорат прошла с соблюдением всех нациоанльных и международных правил. Судя по всему, нынешний ребрендинг (к слову, формально он должен быть закреплен партийным съездом) намечался некоторое время назад и этот процесс хоть и несколько запаздывал за «неестественным отбором» (праймеризом) партии власти, но по времени практически совпадал.
Но почему бы Кулибаеву не действовать «по старинке» – через «Ак жол» и сохранивших свои места министров и акимов? Здесь напрашивается два варианта ответа, которые могут быть и не исключать друг друга. Во-первых, «перуашевцы» могут создать в парламенте единую фракцию вместе с «адаловцами». Наивно было бы думать, что «Бирлик-Адал» может составить какую-либо ощутимую конкуренцию «Нур-Отану» – не по сценарию это. Во-вторых, за «Адалом», войдет он в коалицию с «Ак жолом» или нет, может закрепиться статус парламентской оппозиции, соответствующий закон о которой был подписан президентом Токаевым в самом начале июня и вводится в действие с 1 января, упорно надвигающегося 2021 года. То есть, аккурат за декаду до новых выборов.
Де-юре, «Ак жол» тоже может считаться «оппозицией», хотя уже полтора десятка лет де-факто не является ею, а если он будет действовать в мажилисе в связке с новичками, то появятся вполне законные методы проталкивать те или иные вопросы, законопроекты или выдвигать председателей постоянных комитетов. Другими словами, не зря же они принимали этот закон, которым товарищ президент сейчас гордится и искренне считает достижением демократии.
В общем, в скором времени можно ожидать небольшой, но мощный и точечный рекрутский набор в обновленную партию, в том числе и за счет некоторых публичных личностей – ведь партийный список только «франклинами» и «грантами» не укрепишь, нужны конкретные люди с известными фамилиями. Тем более, и про маслихаты тоже не следует забывать – они нынче тоже будут представлять интерес в борьбе за местные бюджеты и против акимов.
И ты, Брут?
Сейчас пока трудно сказать, кто станет лицом «Адала» (не путать с молочным заводом), а вот в «Нур-Отане», судя по всему, стал производиться донабор. Судя по всему, праймериз не дал требуемых результатов – задумка была неплохая, а исполнение и конечный результат оказались «как всегда». В общем, партийный список, который, как предполагалось, должен был стать чуть ли не главным инструментом привлечения электората, существенно не обновился. Судя по всему, на этот раз использовать Головкина и Димаша не получится, хотя этот вариант еще от отметен до конца.
Итак, в конце прошлой недели тесные ряды «Нур-Отана» пополнили экоактивист Елдос Абаканов, юрист и правозащитник Марат Башимов, президент фонда «Аспандау» Канат Нуров и политолог Айдос Сарым. Мы, наверное, не станем обсуждать и уж тем более осуждать их выбор – у нас, как говорится, свободная страна, и каждый человек хозяин своей судьбы (хотя некоторые до сих пор уверены, что могут повелевать судьбами других). Но отметим один факт – все новые члены так или иначе старались избегать прямого участия в политике, а больше известны как общественные деятели. Поэтому наиболее интригующим выглядит появление в этом списке такого искушенного человека как Айдос Сарым.
Его решение, до сих пор им никак не прокомментированное, выглядит довольно неожиданным, хотя идея о создании новой партии не однажды им озвучивалась. Однако, теперь, возможно, Сарым не только попадет в нур-партийный список, но с высокой долей вероятности оказаться в парламенте вместе с коллегой по НСОДу Канатом Нуровым.
Какое-то время назад существовала версия, что Сарыму вместе с Косановым дадут создать свою «политическую силу», но процент недоверия к ним почти приравнялся к рейтингу самой партии власти и даже, как вирус «Косанов-2», перешел на другие незарегистрированные оппозиционные партии. То есть, если продолжить логическую цепочку, власти решили никому не давать лицензию на участие в выборах (то бишь, не регистрировать) – ни оппозиции, ни тем, кто себя за нее выдает. А в качестве компенсации можно и депутатский мандат вручить. Не жалко, ведь, да и, опять-таки, можно пыль в глаза пустить – мол, вон, кто у нас в парламент пробрался. Ну, а бонусом может послужить дальнейшая дискредитация Форума «Жана Казахстан», который, по большому счету, ни к Сарыму, ни к Косанову отношения не имеют – они его дискредитировали раньше, а сам «альтернативный кандидат» публично отрекся от ФЖК.
В общем, предстоящие выборы будут интересны скорее не своим результатом (как всегда предсказуемым), а самим процессом. Несмотря на то, что власть не стала реформировать выборное законодательство из инстинкта самосохранения, мажилис обновиться, как минимум, наполовину. Понятно, что для общества это не будет иметь никакого значения. Интрига только в том, что неясно, за счет кого они собираются выполнять принятые ковидной весной поправки? Кем будет заполнен это пресловутый 30-процентный кворум для женщин и молодежи? Однако, самое интересное, что заставило и как надолго Тимур Кулибаев встать «с печи», на которой, подобно Илье Муромцу, он просидел 30 лет? Чей это альянс?