среда, 15 мая 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Производство важнее здоровья человека?

Считается, что производство в Казахстане не развито. Но его достаточно, чтобы вызвать экологическое бедствие в тех регионах, где они есть. А тем временем выбросы в атмосферу от промышленных предприятий ежегодно и стабильно ра­стут. Но не соответствие национальных стандартов общемировым, устаревшая нормативно-правовая база и слабый контроль со сторо­ны государства позволяет предприятиям продолжать свое грязное, в буквальном смысле слова, дело. Таковы тревожные данные, опубликованные в исследовании «Завтра было поздно».

Со времен СССР для обеспечения потребностей тяжелой промыш­ленности строились мощные угольные ТЭС. Наличие огромных запасов угля не предполагало использования альтернативных видов энергоре­сурсов в наиболее энергоемких регионах - в северном, центральном и восточном. Планы строительства атомной электростанции (АЭС) для обеспечения дешевым электричеством тяжелой промышленности ряда регионов вот уже второе десятилетие находятся на стадии обсуждения и оценки.

Разрозненные нормативно-правовые акты в области охраны окру­жающей среды в Казахстане впервые были упорядочены и объединены в 2007 г. в Экологическом кодексе. Основными принципами в докумен­те были: устойчивое развитие, обеспечение экологической безопасности, экосистемный подход при регулировании экологических отношений и т. д. Природопользование было разделено на общее и специальное. Автотран­спорт населения, отопление домохозяйств при этом относятся к общему природопользованию и не попадают под экологическое регулирование.

Предприятия делятся на четыре категории в зависимости от вида хозяйственной деятельности и санитарного класса опасности. Наи­более крупные и энергоемкие предприятия имеют первую категорию и первый класс опасности, что справедливо, учитывая объемы эмиссий. Но многие городские котельные тепловой мощностью менее 200 Гкал получили самый низкий пятый класс опасности. Соответственно, по­следние практически выпали из зоны экологического регулирования.

Упрощенно принцип нормирования выбросов крупных предприятий выглядит следующим образом:

Ранее сроки действия проектов нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) для всех видов предприятий составляли пять лет. Но со временем в рамках сокращения административных барьеров срок действия проектов нормативов эмиссий увеличился до десяти лет, а предприятия четвертой категории (многие угольные котельные) вовсе получили бес­срочные разрешения на выбросы. Указанная схема нормирования выбро­сов имеет две основные лазейки для предприятий Казахстана:


Вопросы экологического регулирования долгие годы находятся в ведении Комитета экологического регулирования и контроля РК. Однако при реформировании системы государственного управления эти вопросы часто оказываются предметом конфликта интересов. На­пример, после ликвидации в 2014 г. Министерства окружающей сре­ды и водных ресурсов Комитет экологического регулирования и контроля вошел в состав Министерства энергетики РК. Получалось, что профильное министерство, курирующее энер­гетическую и нефтегазовую отрасли должно было решать экологические проблемы. Неудивительно, что именно в этот период многие электростанции без проблем получали разрешение на увеличение уровня выбросов. Например, на Екибастузской ГРЭС-1 - на 76 тыс. т/год (прирост на 36%), на Аксуской электростанции - на 35 тыс. т/ год (прирост на 20%), Алматинской ТЭЦ-2 на 10 тыс. т/год (прирост на 31%).
Основным условием при выдаче экологических разрешений и обо­снования значений предельно-допустимых выбросов для предприятий в Казахстане является соблюдение нормативов качества окружающей среды - ПДК. Основная проблема заключается в том, что в Казахста­не уровни «максимально разовой» ПДК, утвержденные «Гигиениче­скими нормативами к атмосферному воздуху в городских и сельских населенных пунктах», в несколько раз превышают безопасные уровни нормативов ВОЗ. Согласно действующему законодательству страны у предприятия могут быть «предельно допустимые выбросы», которые приводят к увеличению концентрации SO2 в городе до 500 мкг/м3, что в 25 раз превышает дневной норматив ВОЗ для SO2 (20 мкг/м3).

При обосновании необходимости увеличения эмиссий электростан­ции приводят такие доводы: рост потребителей тепло- и электроэнер­гии, ухудшение качества сжигаемого угля и инвестиционные программы по наращиванию производственных мощностей. При этом собственни­кам электростанций не предъявляются требования сокращать объемы эмиссий или внедрять отдельные аппараты снижения выбросов NO2 и SO2. Учитывая качество атмосферного воздуха в Алматы, логично было бы предположить, что никакое увеличение эмиссий невозможно, тем более на 10 тыс. т/год.

Снижение уровня администрирования выбросов предприятий и тре­бований со стороны профильного министерства, безусловно, является одной из главных причин увеличения объемов фактических выбросов с 2014 по 2018 годы с 2,26 до 2,45 млн т/год. Тем более, что предприятия в Казахстане указывают «расчетные» выбросы, а не фактические данные, основанные на постоянном непрерывном мониторинге. К тому же отсутствует непрерывный автоматизированный мониторинг промыш­ленных выбросов.

Кроме того, необходимо отметить, что в стране при работе предпри­ятий не нормируются частицы РМ2.5 и РМ10 из-за отсутствия методик расчетов. Выбрасываемая при сжигании топлива пыль в основном нор­мируется как пыль неорганическая двуокиси кремния 70-20%% (ПДК с.с. 100 мкг/м3) и взвешенные частицы (ПДК с.с. 100 мкг/м3). Нацио­нальные стандарты качества этих веществ гораздо мягче, чем для РМ2.5 (ПДКс.с. 35 мкг/м3) и РМ 10 (ПДК с.с. 60 мкг/м3). Это обстоятельство позволяет нормировать эмиссии выше допустимых.

Отсутствие гармонизации национальных стандартов с мировыми, устаревшая нормативно-правовая база и слабый контроль со сторо­ны уполномоченных органов позволяет предприятиям не совершен­ствовать технологические процессы и не вкладывать средства в меры снижения уровня выбросов загрязняющих веществ.

Как регулируются промышленные выбросы в Евросоюзе?

Во всем мире применяются различные политики регулирования про­мышленных выбросов. Многие из них основываются на концепции наилуч­ших доступных технологий (НДТ). Концепция НДТ стала одним из клю­чевых элементов для установки предельных значений выбросов и других разрешительных условий для контроля промышленных выбросов.

Для предотвращения и контроля промышленных выбросов в ЕС применяется система «комплексных» разрешений. Предельные значе­ния выбросов должны быть установлены на таком уровне, который га­рантирует, что выбросы загрязняющих веществ не превышают уровни, связанные с НДТ.

Для определенных видов деятельности (например, крупных устано­вок для сжигания) комплексное разрешение также устанавливает «пре­дельные значения выбросов» для отдельных загрязняющих веществ.

Чтобы определить НДТ и связанные с ними уровни экологической эффективности на уровне ЕС, Европейская комиссия организует пло­щадку для обмена информацией со специалистами из государств-членов, отраслевыми и природоохранными неправительственными организация­ми (НПО) и службами Комиссии]. Результатом этого процесса стали «справочные документы НДТ».

Планы природоохранных мероприятий крупных предприя­тий: формальные или реальные меры?

При получении разрешения на эмиссии предприятия разрабатыва­ют планы природоохранных мероприятий по утвержденной форме, который согласуется с государственным органом, выдающим разрешение на эмиссии. Сам типовой перечень, очень широкий и форма­лизованный, позволяет включать эксплуатационные и строительно-мон­тажные работы. Самые «популярные» природоохранные мероприятия крупных предприятий - замена газоходов и обслуживание газоочистных систем, замена фильтровальных элементов, мониторинг компонентов окружающей среды и разработка проектов. И очень редко в планах встречается пункт «монтаж новых газоочистных установок».

Вопросу экологической эффективности мероприятий уделяется вто­ростепенное значение. Анализ планов мероприятий крупных металлур­гических заводов и угольных ТЭС показал, что выделяемые на природо­охранные мероприятия средства позволяют, по сути, снизить выбросы только на уровне 0,5% от общих. При этом уполномоченные органы без лишних вопросов дают возможность увеличения норматива эмиссий на десятки тысяч тонн. Например, на ряде угольных ТЭС (Усть-Камено­горская ТЭЦ, Екибастузская ГРЭС-1, Алматинская ТЭЦ-2, Жезказган- ская ТЭЦ и др.) были увеличены нормативы выбросов. А ведь высокие уровни индекса загрязнения атмосферы в городах Казахстана должны были четким сигналом о недопустимости увеличения объемов эмиссий.

В рамках снижения административных барьеров для бизнеса обще­ственные слушания при разработке планов природоохранных меропри­ятий также исключены. Общественность и независимые эксперты не имеют возможности участия на стадии принятия решений. Планируют­ся мероприятия, направленные исключительно на решение внутренних производственных проблем.

Металлургические заводы действуют аналогичным образом. При­родоохранные мероприятия очень формализованы и включают большое количество строительных работ. Нормативы выбросов также увеличива­ются. Например, при очередном пересмотре проекта ПДВ Жезказганского медеплавильного завода нормативы были увеличены в два раза из-за остановки сероочистки на заводе. До строительства новой установки завод фактически работает без газоочистки. Город при этом является одним из самых загрязненных в Казахстане. Кроме того, после ввода в эксплуатацию новой сероочистки нормативы ПДВ составят 75 тыс. т/ год вместо 50 тыс. т/год. Государственные органы должны были требо­вать от акционеров сохранения нормативов эмиссий на прежнем уровне и сокращения их объемов в будущем. Остановка целой газоочистной системы вызывает множество вопросов, в том числе, вопросы о том, почему не велось параллельное строительство другой установки для ис­ключения значительных объемов эмиссий и почему государственный орган согласовывает подобные проекты. Ведь очевидна халатность от­ветственных лиц и руководства предприятия. Хотя в действующем Эко­логическом кодексе четко указано, что эксплуатация предприятий без установок по очистке и утилизации выбросов запрещена.

Перспективы изменений с новыми поправками в Экологи­ческом кодексе. Лазейки остаются?

Новый Экологический кодекс широко обсуждался среди природо­пользователей, общественности и специалистов. Новый подход в нор­мировании будет осуществляться по принципам стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - загрязнитель пла­тит. Для этого в 2018 г. между правительством Республики Казахстан и ОЭСР было подписано соглашение [Постановление правительства, 2018 г.23]. Согласно концепции, с 2035 г. наиболее крупные предприятия будут обязаны перейти на принципы наилучших доступных технологий (НДТ). Справочники НДТ будут разработаны отечественными и ино­странными специалистами для каждой отрасли. Переход должен сподвигнуть предприятия на значительное улучшение имеющихся техноло­гий производства и газоочистки. Однако, остаются открытыми вопросы о регулировании выбросов частного сектора, мелких котельных и авто­транспорта, которые снова выпадают из поля зрения нормативного до­кумента. Для значительного улучшения качества атмосферного воздуха рассмотренных городов нужны комплексные подход и мероприятия.

Основные изменения коснутся предприятий первой категории: авто­матизированный мониторинг крупных источников выбросов с передачей данных в режиме онлайн уполномоченному государственному органу. Сейчас в Казахстане отсутствуют четкие критерии выбора источника с обязательным онлайн мониторингом. Крупным предприятиям дадут десять лет для внедрения современных технологий в производство. При этом всё зависит от готовящихся справочников НДТ, - если они будут адаптированы под «местные условия», то многим предприятиям не гро­зят большие затраты.

Но правда в том, что даже если новая редакция Экологического кодекса будет идеальной, слабые подзаконные акты и низкий контроль за соблюдением на ме­стах могут не привести к улучшению экологической ситуации. Тем более, предполагается, что список наилучших доступных технологий (НДТ) не будет полностью соответствовать европейскому списку НДТ, а бу­дет адаптирован под «местные условия».

Все чаще представители бизнеса заявляют о том, что новый Экологи­ческий кодекс может разорить крупные заводы. Но в ответ напрашивается вопрос о том, почему последние тридцать лет заводы не готовились к мас­штабному перевооружению? Многие полезные нововведения могут быть исключены в угоду крупному бизнесу. На имя премьер-министра уже направлено письмо от членов ассоциаций промышленных предприятий и энергетики о необходимости переноса на один год нового Экологического кодекса из-за экономического кризиса. И эти доводы будут приво­диться снова и снова, особенно в процессе разработки справочников НДТ.

Учитывая постоянное давление со стороны промышленных ассо­циаций с требованием смягчить экологические требования, непо­нятно, сможет ли правительство утвердить необходимые экологи­ческие реформы или оно будет продолжать создавать «смягчающие условия».

Особую роль в этом процессе играет общественность, которая должна требовать от правительства Казахстана выполнения своей функции охраны окружающей среды и соблюдения базового права человека на чистый воздух.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33