понедельник, 04 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Асылбек Кожахметов: «Нужна пропаганда дипломов от вузов, а не от государства…»

Даже если студент и получит  государственный грант на обучение, ему, возможно, придется доплачивать немалую сумму из своего кармана…Такими могут быть результаты нового реформирования  высшей  школы, которое задумало Министерство образования и науки.

Министр образования и науки Ерлан Сагадиев сообщил о том, что рассматривается вопрос о замене грантов для студентов на ваучеры. Такая схема в системе образования, например, применяется в Грузии. Также он сообщил о подготовке к процессу, когда каждый ВУЗ будет выдавать свой диплом, а не диплом государственного образца. Это, по мнению министра, делается для увеличения конкуренции на рынке образовательных услуг. Мы попросили прокомментировать готовящиеся существенные изменения в системе высшего образования президента Almaty Management University Асылбека Кожахметова

- Означает ли отказ от грантов и перевод их в ваучеры, что теперь еще одна социальная миссия государства будет упразднена? Обусловлено ли это кризисом?

- Ни в коем случае не означает. То количество денег, которое раньше государство выделяло на гранты, теперь будет распределяться между студентами в виде «ваучеров». Если раньше эти средства шли «большим потоком» в определенные университеты, теперь они будут идти совсем маленькими индивидуальными ручейками во все вузы, и «голосовать ногами», в данном случае, будут сами студенты.  Из бюджета будет поступать та же сумма, речи об уменьшении не идет.

Более того, раньше было нормой,  если стоимость обучения в частном вузе выше, чем стоимость гранта, то разницу университет не имеет права брать. Он может отказаться от гранта, но взять доплату не может. Это было несправедливо, ведь если стоимость намного выше, то получается, студент за 500 тысяч учится на специальности, обучение которой стоит, условно, 1,5 млн. тенге. Сейчас условия меняются: человек на 500 тысяч получает ваучер, и недостающую сумму - 1 млн. – он должен доплатить из своего кармана. Либо может не доплачивать, и пойти в другой вуз. Это право студента, а право вуза - добирать разницу в деньгах.

- Как Вы оцениваете предложение, чтобы каждый вуз сам определял диплом собственного образца, не вызовет ли это нездоровой конкуренции на образовательном рынке?

- Диплом собственного образца – это международная практика, давно применяемая в устоявшихся экономиках, устоявшихся системах образования, устоявшихся субъектах образовательного рынка – университетах. Мы тоже должны двигаться в этом направлении, но это движение должно сопровождаться несколькими неотъемлемыми условиями. Населению должно быть четко объяснено, что теперь нет разницы - государственный или негосударственный вуз. Так как обычно люди еще делят университеты по этому признаку. Возможно, так и будет и сейчас: мол, если нет диплома – тогда иду в государственный вуз. Эти стереотипы должны быть преодолены.

Нужно объяснять: ответственность за результаты обучения и трудоустройство несут в равной мере и частные, и государственные вузы. В том смысле, что у государственных вузов теперь не будет никаких преференций в этом вопросе.

Конечно, эти нововведения, наверное, дадут преимущества вузам, которые давно работают на рынке, и новым вузам будет сложнее: у них нет бренда, еще не сложилась репутация, соответственно - к ним людей придет меньше. То есть, появление новых вузов в этой системе будет осложнено, но оно не будет невозможным. И, конечно же, нужна большая пропаганда о том, что такое диплом, который дается вузом, а не государством. И здесь, я хотел бы, чтобы была большая пропаганда проведена не только вузами, но и государством. Любой недостаток пропаганды, любое замалчивание информации такого рода, в наших условиях автоматически означает поддержку государственных вузов.

- Означает ли система ваучеров, что студент становится своего рода предпринимателем? Сейчас зависит от него, от уровня его подготовки, от того как он продвинет себя, продаст себя, будет ли вуз заинтересован ему, допустим эти 500 тысяч добавить?

- Я так не считаю. Мы же не рассматриваем людей на выборах, которые сами решают, за кого голосовать, как предпринимателей. Здесь то же самое - человек выбирает вуз. Поддержка со стороны вузов победителей олимпиад или других талантливых студентов не имеет отношения к системе ваучеров, и они одна из другой не следуют. Точно так же, как и раньше, студент приходит в вуз -  и либо учится, либо нет. От этого он не становится предпринимателем, предприниматель – это когда ты вкладываешь и деньги, и время, и энергию, и получаются результаты в десятки, в сотни раз лучше. Поэтому мне это сравнение кажется  немного неудачным.

- Говорится, что эта мера соответствует международной практике введения ваучеров. Но, допустим, в Германии с 2014 года высшее образование сделали бесплатным. То же самое происходит в других западных странах.

- Если говорить про бесплатное образование, то на Западе другая система. Там есть бесплатное образование для неимущих людей. Если человек удовлетворяет базовым входным требованиям, то и в Европе, и в Америке бесплатное образование получают те, у кого низкое социальное положение, вне зависимости от одаренности. Более того, германская и французская системы вообще предполагают просто бесплатное обучение, а, допустим, в Бельгии, даже отбора нет. Любой гражданин этой страны, который имеет желание учиться в университете, ничего не оплачивает и не сдает никакие экзамены – он зачисляется в вуз просто по факту изъявления желания учиться. Но, поскольку вузы у них не гонятся за количеством обучающихся, а больше заботятся о качестве, то после первого семестра идет большой отсев - 70% - 80% учащихся отсеиваются. Остаются только те, кто показал хороший уровень обучаемости. Таким образом, делается отбор в процессе получения образования. Что мне нравится в этой системе – человек не может сослаться на фактор случайности, мол, был стресс, не сосредоточился на экзамене, поэтому не набрал баллы и т.д. Ведь у него есть целый семестр, чтобы доказать свою способность учиться.

 

 

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33