вторник, 16 июля 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Тенгрианство как национальная идея

После смены строя, после отмены коммунистической идеи, люди бросились искать замену рухнувшему мировоззрению. Кто-то вспомнил, что он мусульманин, кто-то, что он тенгрианец, некоторые начали принимать христианство, не обошлось и без буддизма. Все эти проявления обусловлены одним чувством – человек нуждается в причастности к большому проекту. Тяжелые 90-е годы подтолкнули многих принять разные формы веры, чтобы хотя бы так найти утешение. Все вышесказанное объяснимо, однако, пришло время переосмыслить наш выбор.

В последнее время все большую популярность приобретает идея Тенгрианства. На фоне возрождения самоидентификации казахов как нации, стремление сделать востребованным казахский язык и отторжение «мусульманского» мракобесия, Тенгрианство начинает занимать большее внимание и вызывать интерес. Почему?

Предания о былом величии тюрков вызывает желание вновь выйти на авансцену истории, стать актором событий и быть не объектом, а субъектом геополитики.

Дело в том, что в мире всегда была конкуренция мыслей, идей и концепций. Чтобы реализовать успех, мировоззрение должно объяснить смысл существования, охватывать все сферы жизнедеятельности человека и указать на амбициозную цель. Значит, необходимо все эти позиции структурировать, синхронизировать и адаптировать под современность.

Отвечает ли Тенгрианство данным параметрам?  В нынешнем виде оно представлено набором разного рода интерпретаций, где главным тезисом является баланс с окружающей средой. Это понятие является общим и не дает конкретной программы жизни в современных реалиях. Изначально монотеистическое начало Тенгрианства превратилось в пан и политеистическое воззрение, отраженное в некоторых проявлениях традиции, порой в довольно мракобесных явлениях (стремление излечиться с помощью шаманов, просить у «мертвых душ» и т.п.). Именно подобное состояние обуславливает суеверие среди приверженцев этой идеи. Тенгрианство, основанное на архаизме, не дает импульса для прогресса, не предлагает пути развития медицины, науки, образования, не говоря уже об устройстве государства. Да, есть отдельные представители Тенгрианства, которые пытаются идти в ногу со временем, но логика представления о течении не позволяет генерировать новые идеи.

Почему в свое время Тенгрианство имело широкое распространение? Оно отвечало реалиям тех времен. Как только реалии изменились, Тенгрианство было вытеснено более конкурентными идеями – Зороастризмом и Исламом.

Если мы обратимся к формированию казахского языка, то мы обнаружим влияние трех языков – тюркского, персидского и арабского. Более того, это доказывает способность тюрков к реформации, и именно решимость к изменениям позволило быть в центре истории тюркским народам. Состояние казахского языка отражает синкретизм менталитета казахов, а значит пришла пора упорядочить тенгрианскую идеологию в соответствии с современным сознанием народа, сформированного из трех религиозных систем.

Для того, чтобы тенгрианская идея, с одной стороны, была конкурентной, с другой стороны – не вызывала конфронтацию в народе, необходима современная переработка всех существующих древних памятников с руническими (орхон-енисей) текстами. Именно отсутствие фиксированного письменного источника ставит Тенгрианство в невыгодное положение рядом с четко зафиксированными (религиозными) концепциями. Такая работа позволит сформировать письменный базис, на который можно будет установить необходимую надстройку. Базис не должен конфликтовать с иудео-христианском миром.

Это утверждение опирается на исторический обзор всех религий и верований, однозначно указывающих на то, что единоначалие творения присутствует везде. Усилит данный тезис тот факт, что монотеистическая идея, выражаемая иудео-христианской цивилизацией, движет наиболее передовыми странами современности, такими как США, Великобритания и странами ЕС.

Дошедшая до нас разрозненная система взглядов Тенгрианства не отвечает на современные запросы общества. Исходя из этого, необходимо разработать надстройку, позволяющую человеку развиваться в условиях конкуренции, стать востребованным и реализоваться в этом мире. Все это требует большой научной работы и системного подхода, что возможно сделать при условии формирования команды интеллектуалов и соответствующего финансирования.

Итогом проделанной работы будет стройная, современная система тенгрианского мировоззрения, стоящей на одном уровне с авраамическими религиями. Запрос казахского народа на «родную» идею, а не на «иностранные» воззрения должен быть удовлетворен посредством разработки стройной системы взглядов, через призму опыта прошлого, академического подхода в обработке артефактов и возможности глядеть в будущее.

Кусаинов ТУРАРБЕК.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33