среда, 09 октября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Мягкая сила после Украины

Сегодня, когда российские ракеты уничтожают украинские города, а украинцы сражаются ради защиты своей страны, некоторые завзятые реалисты могут сказать: «Мягкая сила больше никому не нужна». Однако такой ответ выдает поверхностность анализа. Сила – это способность влиять на других для получения желанного вам результата. Умные реалисты понимают, что вы можете добиться этого тремя способами: принуждением, платежами или своей привлекательностью, то есть, как говорится, «кнутом, пряниками или медом».

В краткосрочной перспективе кнут более эффективен, чем мед, а жесткая сила побеждает мягкую. Если я захочу украсть ваши деньги с помощью жесткой силы, я могу пригрозить застрелить вас и заберу ваш кошелек. Не важно, что вы подумаете, я просто сразу получу ваши деньги. Но чтобы забрать ваши деньги с помощью мягкой силы, мне придется убедить вас отдать мне их. На это потребуется время, и результат достигается не всегда. Все зависит от того, что именно вы думаете. Однако если мне удастся привлечь вас на свою сторону, тогда мягкая сила окажется значительно менее затратным способом получения ваших денег. В долгосрочной перспективе мед иногда побеждает кнут.

В международной политике эффект мягкой силы обычно проявляется медленно и косвенно. Мы можем сразу увидеть эффективность бомб и пуль, а привлекательность ценностей и культуры становится заметной лишь в долгосрочной перспективе. Однако игнорирование или пренебрежение этим эффектом может оказаться серьезной ошибкой. Умные политические лидеры уже давно поняли, что ценности способны создавать силу. Если я могу добиться, чтобы вы желали того же, чего и я, тогда мне не нужно будет принуждать вас делать то, что вы делать не хотите. Если страна воплощает такие ценности, которые другие страны считают привлекательными, тогда она может сэкономить на применении кнутов и пряников.

Война в Украине подтверждает эти выводы. В краткосрочной перспективе в этой битве, конечно, доминирует жесткая военная сила. Российская армия напала на Украину с севера, со стороны Беларуси, и с юга, со стороны Крыма. То, что Украина смогла защитить свою столицу, Киев, и дать отпор вторжению с севера, объясняется эффективностью ее армии и ошибками захватчика.

Теперь Россия стремится захватить юг и восток Украины, и нам еще предстоит увидеть, как будут разворачиваться события на этом этапе войны. В ближайшей перспективе результат будет определяться военной силой (в том числе техникой, которую поставляют США и другие страны НАТО), а также применением жесткой, принуждающей экономической силы. Хотя угроза торговыми и финансовыми санкциями не отбила у президента Владимира Путина желание начать военное вторжение, введенные санкции оказали сильное негативное воздействие на российскую экономику, а угроза вторичных санкций удерживает такие страны, как Китай, от оказания военной помощи России.

Однако еще важнее то, что мягкая сила уже играет определенную роль в этом конфликте. Долгие годы официальные лица США давили на Германию, чтобы она отказалась от трубопроводного проекта «Северный поток-2», и предупреждали, что этот проект усилит зависимость Европы от российского природного газа, а его маршрут по дну Балтийского моря ослабит Украину. Германия не поддавалась этому давлению. Однако затем случился шок российского вторжения. Зверские преступления против гражданского населения сделали Россию настолько малопривлекательной в глаза немецкого общества, что теперь правительство остановило реализацию этот проекта.

Точно так же США давно требовали от Германии начать выполнять принятое в рамках НАТО обязательство повысить ежегодные оборонные расходы до 2% ВВП. Германия постоянно затягивала этот процесс, но затем произошло вторжение, которое заставило ее радикально изменить свою позицию буквально в одночасье.

Кроме того, особое умение применять мягкую силу продемонстрировал президент Украины Владимир Зеленский. Когда США предложили тайно эвакуировать его из страны, он дал знаменитый ответ, что ему нужны патроны, а не такси.

Прежний опыт Зеленского в качестве телевизионного актера пошел ему на пользу. Неформально одетый, постоянно общающийся с западными СМИ и парламентами, он очень преуспел в представлении Украины привлекательной и героической страной. Результатом стали не только симпатии Запада, но и значительное увеличение поставок военной техники, в которой Украина нуждается для выполнения своей нынешней задачи с помощью жесткой силы.

Кроме того, обнародование информации о российских злодеяниях против гражданского населения, например, в киевском пригороде Буча, уменьшило мягкую силу России и усилило западные симпатии к Украине. И еще предстоит увидеть, какими будет долгосрочные последствия для российской мягкой силы. Страны-члены ООН уже проголосовали за осуждение российских действий и за исключение этой страны из Совета ООН по правам человека, хотя почти треть стран, в том числе многие страны Африки, при голосовании воздержались.

Стоит отметить, что от критики России воздерживается Индия – крупнейшая в мире демократическая страна. Она не хочет ставить под угрозу поставки российской военной техники и не хочет усиления связей России с Китаем, которого Индия считает главной геополитической угрозой для себя. Что касается Китая, то, воздержавшись во время голосования по резолюции ООН с осуждением вторжения, он затем проголосовал против исключения России из Совета по правам человека и направил свои могущественные медиа-ресурсы на поддержку российской пропагандистской кампании.

Ответ на вопрос, как будут разворачиваться события в долгосрочной перспективе, отчасти зависит от исхода самой войны. Иногда память оказывается короткой. Но пока что Россия и Китай, похоже, пострадали от потерь в мягкой силе. На протяжении месяцев, предшествовавших вторжению, эти две страны укрепляли ось авторитаризма, а Китай заявлял, что «восточный ветер» начал доминировать над «западным ветром». Сегодня этот лозунг стал значительно менее привлекательным.

Джозеф Най – профессор Гарвардского университета, автор новой книги «Важна ли мораль? Президенты и внешняя политика от Рузвельта до Трампа» (издательство Oxford University Press, 2020).

Copyright: Project Syndicate, 2022. www.project-syndicate.org

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33