пятница, 10 мая 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Иран ждет сближения с Казахстаном. Оно нам надо?

Исламская республика Иран все активнее пытается позиционировать себя на мировом рынке, после снятия с ней основных санкций международным сообществом. Тегеран, который лавирует между Европой и Евразией, недавно наметил еще один вектор взаимодействия с партнерами – ЕАЭС. По крайней мере, уже вовсю идут разговоры о создании зоны свободной торговли между Ираном и странами ЕАЭС. Здесь немаловажную роль играет позиция Казахстана, который стал первой страной, с которой ИРИ подписала торговое соглашение сразу после снятия санкций.

Астана в кризис заинтересована в новых торговых партнерах, и Тегеран сейчас хорошо подходит под эту роль. Растущий рынок, который готов реализовать активно сдерживаемый годами нефтяной и газовый потенциал. С другой стороны – специфическое государство, готовое конкурировать с ресурсозависимыми странами ЕАЭС – Казахстаном и Россией.  На Астанинском экономическом форуме член ЕЭК по торговле, министр Вероника Никишинасообщила, что ЕЭК в начале июня начнет  консультации с ИРИ о создании зоны свободной торговле с ЕАЭС. 

«Это неформальные консультации. Мы в начале июня к ним приступим. Сейчас ждем от Ирана позицию по интересам в отношении экспортного товара. В части сотрудничества с данным партнером мы видим устранение существующих тарифных и нетарифных барьеров в торговле, путем заключения соглашения о свободной торговле. Однако пока решение о соглашении по ЗСТ, естественно, не принято. Такие решения принимаются по результатам изучения совместной исследовательской группы, докладываются президентам и после этого, в случае серьезных выгод от такой работы, мы получаем мандат на ведение переговоров», - пояснила Вероника Никишина.

О том, какие плюсы и риски несет для Казахстана тесное сближение с одним из самых закрытых государств мира Exclusive.kz поговорил с научным сотрудником Института экономики РАН, политологом Александром Караваевым

Александр, расскажите, пожалуйста, каковы выгоды от возможного создания зоны свободной торговли между Ираном и ЕАЭС, насколько на практике реализуема такая инициатива или это лишь дежурное объявление о намерении, за которым ничего не последует?

- В данном случае, соединяются два момента. Первый экономический - по оценкам российских экономистов, только в 2016 году в Иран из-за рубежа в том или ином виде вернутся минимум $38 млрд, или 9% ВВП. Всемирный банк ожидает роста ВВП страны в 2016-2017 и 2017-2018 финансовых годах около 5,5% в год, и далее по 3,5-4% в год. Частичное снятие с Ирана санкций, в условиях которых страна существовала последние 20 лет, открывает перед инвесторами возможности, которые бывают раз в несколько десятилетий. Этим нужно попытаться совместно воспользоваться России и Казахстану. Для Казахстана важно, что национальный бизнес больше экспортирует в Иран, чем идет оттуда импорта, это всегда более здоровый показатель, о какой бы товарной номенклатуре мы ни говорили в дальнейшем. Пик взаимной торговли Казахстана с Ираном за последний шестилетний период наблюдался в 2008 году - тогда он составил почти 2,1 млрд. долларов, при этом доля экспорта Казахстана в общем обороте составила 97,2%. Это очень хорошие показатели для национальной экономики. Сейчас оборот упал почти в четыре раза. Но, тем не менее, Иран - источник валютных поступлений для казахских производителей проката стали, пшеницы, ячменя. Кроме того, Иран покупает в Казахстане машиностроительную продукцию: автобусы, части для бурильных и проходческих машин, зубчатые передачи. Соглашение о свободной торговле нарастит объемы этой продукции.

- Какие все-таки прямые выгоды для Казахстана?

- ЕАЭС регулирует все большую часть внешнеэкономической активности Астаны. Если Казахстан намерен развивать отношения с Ираном и другими странами с перспективными рынками, это возможно делать только через форматы ЕАЭС - заключая совместные преференциональные соглашения. Второй момент политический, он больше касается интересов Москвы, которой требуется увеличение  макроэкономического веса ЕАЭС.  Скоординированная ставка на перспективу ЗСТ с третьими странами, то есть из числа «альтернативы» ЕС и Китаю, позволит со временем создать некоторый противовес Китаю. Эта альтернатива вряд ли сможет сдержать поток китайских инвестиций и товаров, но хотя бы притормозить скорость экспансии наличием других игроков. Лучше иметь такую альтернативу, чем никакую.  Среди других стран, с которыми ведутся переговоры по свободной торговле от Израиля, Вьетнама, до Египта и Индии, Иран важен для Казахстана тем, что обладает большим возможностями для роста потребления казахских товаров и рядом преимуществ, среди которых географическая близость - фактическая общая граница по Каспию и возможность прямой железнодорожной линии, через Туркменистан.

- Какую линейку товаров может предложить Иран ЕАЭС и ЕАЭС Ирану?

- Здесь нужно смотреть по каждой стране отдельно. Беларусь, конечно, продукцию сельского машиностроения, самосвалы. Россия - здесь большой спектр продукции: от энергетического машиностроения, до вагоностроительной продукции, машинокомплекты для крупноузловой сборки. В лидерах, конечно, сырье. Казахстан, кроме уже упомянутого проката и зерновых может наращивать поставки по отдельным видам позиций. Весьма перспективно различная продукция для станкостроения:  инструменты для фрезерования металла, сверления, растачивания. Собственно,  эти поставщики из Казахстана успели освоить иранский рынок. И, конечно, сжиженные нефтяные газы для современной газохимии, это одна из перспективных в плане роста позиций казахского экспорта - они необходимы в производстве большого числа полимеров, того же полиэтилена.  Недавно было подписана группа соглашений между Ираном и Казахстаном на сумму около 1 млрд долларов. Среди них - строительство завода по производству кальцинированной соды в Кызылординской области стоимостью 200 млн долларов, «Alageum electric» заключила соглашение с иранской компанией «Niroo Nransfo Co.» на поставку в Иран трансформаторов и трансформаторного масла. Это все признак того, что интерес у бизнеса к совместным проектам существует. 

- А о каких рисках можно говорить, когда речь идет об экономическом сближении с Ираном?

- В случае с Ираном, есть как минимум две серьезные проблемы. Первая -  кто будет оплачивать сделки, и выделять экспортные кредиты? Осенью 2014 года Россия и Иран, казалось бы, согласовали комплекс проектов на 70 млрд. долларов. Но большая часть договоренностей так и осталась на бумаге. Прежде всего, это грандиозные планы в рамках так называемой сделки «нефть в обмен на товары». Предполагалось, что Иран поставит РФ нефть - для реэкспорта в третьи страны, а на вырученные средства будет приобретать российскую продукцию - вагоны, гражданские самолеты, строительную и сельхозтехнику, оборудование, зерно и оплачивать услуги  - электрификацию железных дорог, строительство ТЭС. Если госхолдинг Байтерек найдет финансирование, то все будет идти по плану. Возможно привлечение средств из Китая. Но это будет еще одно доказательство, что ЕАЭС уходит в тень китайских проектов. Вторая проблема другого рода - между компаниями РФ и Казахстана может возникнуть определенная  конкуренция за один и тот же проект, либо казахстанские компании окажутся на вторых ролях, деля оставшийся от России пирог.

Оставить комментарий

Бизнес

Страхуют на совесть Страхуют на совесть
Карлыгаш Еженова
22.04.2016 - 11:37
От будущего страховки нет От будущего страховки нет
Карлыгаш Еженова
21.04.2016 - 10:30
Дырка от бублика Дырка от бублика
Карлыгаш Еженова
19.04.2016 - 10:42
Под одну гребенку Под одну гребенку
Карлыгаш Еженова
04.04.2016 - 12:56
Что-то вроде шантажа… Что-то вроде шантажа…
Карлыгаш Еженова
30.03.2016 - 10:57
Лукавые цифры Лукавые цифры
Карлыгаш Еженова
29.03.2016 - 14:37
Тучи над тенговым горизонтом Тучи над тенговым горизонтом
Карлыгаш Еженова
21.03.2016 - 11:19
Хватит молиться на нефть! Хватит молиться на нефть!
Карлыгаш Еженова
18.03.2016 - 17:30
Властелины овалов Властелины овалов
Карлыгаш Еженова
02.03.2016 - 09:59
В бой идут одни старики В бой идут одни старики
Карлыгаш Еженова
29.02.2016 - 16:56
Спасение утопающих Спасение утопающих
Карлыгаш Еженова
12.02.2016 - 12:46
Как мы губим транзит Как мы губим транзит
Карлыгаш Еженова
08.02.2016 - 15:32
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33