понедельник, 20 мая 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Жанаозень как предисловие: почему благие намерения правительства обернулись кошмаром

Жители Мангистауской области вышли на митинг, требуя снижения цен на сжиженный газ – с начала нового года они выросли вдвое (с 60 тенге до 120 тенге за литр). Правительство, после поручения президента, провело переговоры с участниками рынка и уговорило их снизить стоимость газа до 85-90 тенге за литр. Кабинет министров обещал принять «системные меры по обеспечению долгосрочной ценовой стабильности и недопущению спекулятивных скачков цен». Но митингующие требуют восстановления прежних цен.

Первыми на митинг 2 января вышли жители города Жанаозен, а потом к ним присоединились представители других населенных пунктов региона. На видео, опубликованных в социальных сетях, митингующие зачитали свои требования и просьбы на имя акима Мангистауской области Нурлана Ногаева и руководства страны. В обращении говорится, что они против повышения цен на сжиженный газ до 120 тенге и требуют снизить их до 50-60 тенге за 1 литр.

Причины роста

В Министерстве энергетики РК, которое от имени государства регулирует рынок нефтепродуктов, газа и газоснабжения в стране, отметили, что с 1 января 2022 года осуществлен стопроцентный переход торгов сжиженным нефтяным газом (СНГ) через товарные биржи. Переход на торги через электронные торговые площадки (ЭТП) начался в 2019 году и осуществляется согласно требованию Закона РК «О газе и газоснабжении» (соответствующие поправки в закон приняты в июле 2018 года). Поэтапно в течение трёх лет (в 2019-2021 гг.) объемы сжиженного газа, реализуемые через ЭТП, увеличивались – сначала на торгах продавали 5% от общих поставок СНГ на внутренний рынок, потом – 10%, 20% и т.д.

В ведомстве отметили, что реализация газа через товарные биржи «создает равные и недискриминационные условия для всех участников рынка».

«Переход на электронную торговлю позволит сбалансировать цену на СНГ на основе спроса и предложения, что позволит привлечь инвестиции в создание новых производственных мощностей. Кроме того, рыночные механизмы положительно влияют на развитие конкуренции, сокращают влияние на рынок непродуктивных посредников, создают благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса. До перехода на ЭТП цена на сжиженный нефтяной газ была убыточной для производителей, так как отпускалась по цене ниже своей себестоимости», – говорится в сообщении Минэнерго.

Также отмечается, что на январь 2022 года поставщики приобрели для Мангистауской области 17 406 тонн СНГ, что средняя оптовая цена на январские поставки в регион составила 133 126 тенге за 1 тонну или 78 тенге за 1 литр, а розничная – 100-120 тенге за 1 литр.

При этом Минэнерго продолжает регулировать цены на СНГ для промышленных потребителей, использующих его для производства нефтегазохимической продукции и абонентов, потребляющих сжиженный газ через групповые резервуарные установки.

Кто производители?

Согласно ранее опубликованным сведениям Минэнерго, производство сжиженного нефтяного газа в Казахстане в последние годы растет, хотя пропорционально динамике потребления. Если в 2016 году в республике было произведено 2,7 млн тонн СНГ, то в 2020 году этот показатель вырос на 18,5% или до 3,2 млн тонн. По итогам 2021 года объем производства немного снизился – на 3,1% до 3,1 млн тонн.

Ежегодно на экспорт уходит в среднем около 1,5 млн тонн сжиженного газа. На внутренний рынок, как сообщает Минэнерго, производители отпускают в месяц около 120 тыс. тонн газа при ежемесячной потребности 145 тыс. тонн (более 1,7 млн тонн в год). При этом за последние три года объем потребления СНГ на внутреннем рынке вырос на 30%. Казахстанским производителям свою продукцию выгоднее продавать его на экспорт, чем поставлять на внутренний рынок. В 2020 году, когда спрос на нефть упал, нефтяные компании увеличили производство и экспорт сжиженного газа. К примеру, Тенгизшевройл, по сведениям Argus, на 10% или до 1,48 млн тонн нарастил выпуск сжиженного газа, что стало историческим рекордом для компании. При этом предприятие увеличило экспорт этого продукта в Украину и Таджикистан.

Помимо ТШО сжиженный нефтяной газ в Казахстане в промышленных объемах производят нефтяные компании СНПС-Актобемунайгаз, КазГермунай, Казахойл-Актобе, Казахский газоперерабатывающий завод, (КазГПЗ), Амангельдинский ГПЗ, Саутс Ойл и три крупных нефтеперерабатывающих завода. При этом казахстанские НПЗ не являются собственниками, выпускаемой продукции. Она принадлежат частным или государственным нефтяным компаниям (или посредникам), которые дают свое сырье на переработку на заводы, а затем сами, на свое усмотрение реализуют выпущенный продукт. По данным Минэнерго, в декабре 2021 года ресурсодержателями СНГ, выпущенного на Атырауском НПЗ были: НК «КазМунайГаз», компании Petroleum Operating, Petrosun, Архар бизнес, Премиум холдинг, Customs solution, Альяда Group, Atlas Group ltd, Vega Resources, АЗС Трэйд, Premium Energy, Refine petrol group, Евро 7, Анк-Энерго и Petrotrade group; на Шымкентском НПЗ компании ПетроКазахстан Ойл Продактс: компании Petrosun, Standard Petroleum & Co, Golden petroleum trade, Petroprox, Petro China Int. kz., Литаско ЦА, КазМунайТрейдЭкспо, Куш Куат Wt, Tan Shygys, Lotos oil, ПетроИнтер и Vega Resources; на Павлодарском нефтехимическом заводе: Petrosun, Petroleum Operating, East Trade Solutions, Нефтяная компания «Кор», КМГ, Exxon corp.-10, Литаско Центральная Азия, Intertrans C.A. Так вот в декабре эти компании, согласно плану Минэнерго, являлись поставщиками сжиженного нефтяного газа для продажи на внутреннем рынке, как через торговую биржу, так и вне его.

Потребители

Почему бастует Мангистау? Регион является самым крупным потребителем СНГ в республике – около 20% от общего рынка. В основном из-за того, в Мангистауской области почти 80% автотранспорта (в 2020 году) используют газ в качестве топлива, тогда как в других регионах этот показатель равен 10-30%. Хотя цифра растет. В стране за три года количество автотранспорта, переведенного на сжиженный газ, выросло более чем в два раза: с 139,9 тыс. единиц в 2019 году до 313,3 тыс. – в 2021-м. Причина этого в том, что до лета 2021 года в большинстве регионов СНГ на автозаправках стоил в два раза дешевле, чем бензин. Но в прошлом году, сославшись на аварию на АНПЗ, продавцы газа подняли цены – сначала на 10-15 тенге, потом – на 40 тенге, доведя в конечном счете стоимость одного литра газа до 110-120 тенге.

В правительстве считают, что продажа СНГ через товарные биржи урегулирует цены на него, исходя из спроса и предложения. Однако в условиях нехватки продукта, когда спрос превышает предложение, цены только и будут расти. При этом надо учитывать теневой экспорт из приграничных областей в соседние страны. В Кыргызстане в прошлом месяце стоимость 1 литра СНГ составляла 195 тенге, в России – около 190 тенге. В том же Таджикистане, куда поставляет свою продукцию ТШО, один литр сжиженного газа продается по 270 тенге.

К тому же Казахстану не удастся избежать роста стоимости сжиженного газа, когда с 2025 года начнет действовать общий рынок нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Республике (если она, конечно, не выйдет из организации) придется гармонизировать свои внутренние цены на топливо с ценами в странах-участницах союза. А в него помимо трех вышеперечисленных государств, входят Беларусь и Армения, где стоимость сжиженного газа на 84% и 95% выше, чем в Казахстане, если бы они у нас оценивались в 120 тенге за 1 литр.

Оставить комментарий

Общество

Редакция Exclusive
Феномен "Ирины Кайратовны" для Казахстана Феномен "Ирины Кайратовны" для Казахстана
Расул Жұмалы
Год Голубого Водяного Тигра: бежать, чтобы оставаться на месте Год Голубого Водяного Тигра: бежать, чтобы оставаться на месте
Анна Ямпольская
Почему Казахстан экспортирует в Россию свои таланты? Почему Казахстан экспортирует в Россию свои таланты?
Мерей Сугирбаева
30 лет независимости: между «отлично» и «совсем плохо» 30 лет независимости: между «отлично» и «совсем плохо»
Редакция Exclusive
Мұнайдың игілігін шағын және орта бизнес көруде: Теңізшевройл тәжірибесі Мұнайдың игілігін шағын және орта бизнес көруде: Теңізшевройл тәжірибесі
Редакция Exclusive
Страна мошенников: почему казахстанские силовики бессильны против финансовых пирамид? Страна мошенников: почему казахстанские силовики бессильны против финансовых пирамид?
Мерей Сугирбаева
Токаев взялся за рынок нефтепродуктов. Отрасль сопротивляется Токаев взялся за рынок нефтепродуктов. Отрасль сопротивляется
Махамбет Абжан
Жандарбек Бекшин: I’ll be back Жандарбек Бекшин: I’ll be back
Рената Лачина
Станет ли Жандос Буркитбаев «наследником» Цоя и Биртанова? Станет ли Жандос Буркитбаев «наследником» Цоя и Биртанова?
Рената Лачина
Альтернатива кредитной амнистии: правда о том, почему не принимается закон о банкротстве физлиц Альтернатива кредитной амнистии: правда о том, почему не принимается закон о банкротстве физлиц
Саид Омаров
Как «семейный суд» спасает семьи от разводов Как «семейный суд» спасает семьи от разводов
Индира Кусаинова
Работать с ТШО – это возможность реализовать свои амбиции Работать с ТШО – это возможность реализовать свои амбиции
Редакция Exclusive
Где ищут вторые половинки в ХХ1 веке Где ищут вторые половинки в ХХ1 веке
Редакция Exclusive
Сегодняшнее поколение определит судьбу Казахстана на ближайшее столетие Сегодняшнее поколение определит судьбу Казахстана на ближайшее столетие
Айнаш Мустояпова
Ислам в Казахстане: испытание независимостью Ислам в Казахстане: испытание независимостью
Марат Смагулов
Начало конца пандемии: омикрон-штамм более заразен, но менее опасен Начало конца пандемии: омикрон-штамм более заразен, но менее опасен
Мерей Сугирбаева
Казахстан на пороге бума товарного газа Казахстан на пороге бума товарного газа
Ахмед Калиев
Так что же теперь делать со своими пенсионными накоплениями? Продолжение Так что же теперь делать со своими пенсионными накоплениями?
Анна Ямпольская
Для кого Алексей Цой разгребал «авгиевы конюшни» здравоохранения? Для кого Алексей Цой разгребал «авгиевы конюшни» здравоохранения?
Мерей Сугирбаева
Закрой за мной дверь, я ухожу: экс-министр Алексей Цой Закрой за мной дверь, я ухожу: экс-министр Алексей Цой
Рената Лачина
Почему в Казахстане растет число детей с лишним весом и ожирением? Почему в Казахстане растет число детей с лишним весом и ожирением?
Анна Ямпольская
Путь Бакытгуль Хаменовой: от простой учительницы до… подозреваемой в коррупции Путь Бакытгуль Хаменовой: от простой учительницы до… подозреваемой в коррупции
Рената Лачина
Кто и почему лоббирует Спутник V? Кто и почему лоббирует Спутник V?
Расул Жұмалы
Мұсылман әлеміндегі жаңашылдық пен ескілік арасындағы тартыс Мұсылман әлеміндегі жаңашылдық пен ескілік арасындағы тартыс
Расул Жұмалы
Советский Казахстан: территория духовного геноцида Советский Казахстан: территория духовного геноцида
Марат Смагулов
Юбилей Независимости Казахстана - повод для гордости или разочарования? Юбилей Независимости Казахстана - повод для гордости или разочарования?
Редакция Exclusive
Как Асанали Ашимова сделали врагом собственного народа Как Асанали Ашимова сделали врагом собственного народа
Мерей Сугирбаева
Сабира – неизвестное имя декабрьских событий 86-го Сабира – неизвестное имя декабрьских событий 86-го
Редакция Exclusive
Казахстанский бизнес намерен провести всенародный референдум #НЕТУТИЛЬСБОРУ Казахстанский бизнес намерен провести всенародный референдум #НЕТУТИЛЬСБОРУ
Анна Ямпольская
Кредитная амнистия: идеальный момент для провокации Кредитная амнистия: идеальный момент для провокации
Саид Омаров
«Подарок» ЕНПФ к 30-летию независимости Казахстана «Подарок» ЕНПФ к 30-летию независимости Казахстана
Редакция Exclusive
Как пандемия продолжает убивать выживший отечественный МСБ Как пандемия продолжает убивать выживший отечественный МСБ
Мерей Сугирбаева
Будущее за учителями-новаторами: традиционное образование устарело Будущее за учителями-новаторами: традиционное образование устарело
Мерей Сугирбаева
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33