«Нам навязывают правила игры» – фермер о реформах в сельском хозяйстве
Обсуждается очередная реформа в сельском хозяйстве. Правила меняются с приходом каждого нового министра. А фермеры хотят достучаться до чиновников, чтобы был услышан их голос. Какой будет господдержка АПК – в этом вопросе сейчас нет никакой ясности.
Своим мнением с Exclusive поделился Павел Лущак, руководитель одного из передовых сельхозпредприятий Карагандинской области – ТОО «Найдоровское».
«Игра в рубильник»
– Сейчас обсуждается новая программа, которая будет задавать вектор развития сельского хозяйства на будущие пять лет. Сюда входит смена правил субсидирования.
Из существующих 47 видов субсидий первоначально была директива сократить до 20-ти. За два месяца обсуждений всё трансформировалось. Оставить господдержку планируют всего по двум направлениям.
Первое – это инвестсубсидии. Это абсолютно правильно.
Второе – это финансовые инструменты, то есть удешевлённые деньги. Но мы много раз говорили, что это не приведёт к большому прорыву. Почему? Сейчас и так, благодаря имеющимся кредитным программам, деньги не очень дорогие. Сельхозформирования закредитованы. Проблема же в залоге.
И тут вопрос, который остаётся без ответа. Кадастровая оценка стоимости земли не менялась более 20 лет. К примеру, у нас в Осакаровском районе Карагандинской области гектар пашни по оценке кадастра стоит 21 тыс. тенге, а приносит до 200 тыс. тенге в год.
За счёт пересмотра земля стала бы ценным активом. А этого не происходит. Предположение одно: земля готовилась для перепродажи каким-то олигархам.
Мы уже в который раз просим, чтобы с приходом каждого министра не менялись правила. Должна быть какая-то преемственность. Ведь этот чиновник не с луны пришёл, воспитан системой. А нам говорят: до этого было всё неправильно, пишут новую программу.
Объясняют про коррупционные риски. Злоупотребления были в узкой сфере – это солнечные батареи и обводнение пастбищ. А речь сейчас идёт о лишении субсидий на гербициды и удобрения. Как фермер, покупая вагон удобрений, элитные семена, может встать на путь коррупции? В чём логика?
Удобрения – это начало начал. Это надо понимать. И когда ты накручиваешь себестоимость в самом начале цепочки, то и получишь удорожание сельхозпродукции.
Это как игра в рубильник: открыли – закрыли. А фермер – выкручивайся, как можешь.
«По сельхозтехнике нас кидают в прошлый век»
– Проблема, которая у всех на устах – утильсбор. Его введение не привело к обновлению сельхозтехники. И эта задача даже была сорвана.
По имеющейся информации, за 2021 год фермеры обновили свой автопарк всего на 3%. Чтобы было понятно, это из 100 комбайнов заменили три. При таких темпах понадобится 33 года, чтобы обновить остальные.
Сейчас установлен индикатор – увеличить до 4%. Но и этого недостаточно, так как техника должна работать не больше 25 лет. К тому же линейка техники меняется в среднем раз в 10 лет. После этого возникают проблемы с наличием запчастей. Дилеры старую технику обслуживают неохотно.
Минимальный порог обновления сельхозтехники – 6%. Правительство должно выработать для этого механизмы.
Кроме того, утильсбор привёл к удорожанию сельхозпродукции. Если говорить о нашем хозяйстве, мы за полтора года оплатили более 100 млн тенге утильсбора. В себестоимости это добавило где-то 5%. Мы не продавали нашу продукции дороже, но недополучили прибыль.
Надо дистанцировать развитие машиностроения от сельского хозяйства. Не должно быть одно в ущерб другому.
Все передовые аграрные предприятия сейчас используют цифровую технику. Отечественная сборка – это очень узкий модельный ряд. Там нет интеллектуальных комбайнов, тракторов, сеялок с дифференцированным высевом.
Вся цифровая техника, которая у нас есть, – импортная. А нас толкают в прошлый век. Вчерашний день никому не нужен! Президент страны ставит задачу – поднять производительность в сельском хозяйстве минимум в 2,5 раза. А на устаревшей технике далеко не уедешь. Наша позиция – полностью отменить утильсбор на сельхозтехнику.
«Финансирование весенне-полевых работ – громко сказано»
– Посевная не за горами, но пока неизвестно, какой будет господдержка. Это всё еще обсуждается.
У фермеров с каждым годом растут издержки на весенне-полевые работы. Но господдержка идёт на уменьшение из расчёта на гектар. В 2019 году было около 30 тыс. тенге, 2021-м – 26 тыс. тенге. На этот год пока точных данных нет, но говорят о 23 тыс. тенге.
То есть финансирование – это громко сказано, логики никакой.
Для понимания: что такое сейчас 23 тыс. тенге в структуре затрат фермера. Например, лучшее универсальное удобрение для сельхозкультур – это сульфоаммофос. На один гектар его надо внести 80 кг, по действующим на рынке ценам это около 26 тыс. тенге.
То есть даже затраты на удобрения полностью не покрываются. Семена, гербициды и прочее – это всё за свой счёт.
Хороший урожай без соблюдения агротехнологий не получишь. А это рациональное использование земли, забота о почве, высокопродуктивные семена, цифровизация.
С низким уровнем господдержки как нам конкурировать с другими странами? Мы предлагаем: дайте бизнес-сообществу самим определить, какие механизмы господдержки не работают, и пустить это под нож. Мы уже не просто говорим, мы кричим, а чиновники нас не слышат! И навязывают свои правила игры.
Ольга Петренко