четверг, 12 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Казахи не торопятся или их не пускают в Узбекистан?

Сейчас в Казахстане многие предприниматели, вдохновленные экономической либерализацией, присматриваются к узбекскому рынку и даже уже пытаются открывать свой бизнес. Но их ждут как объективные трудности в виде низкой покупательской способности, так и субъективные: без связей с местными влиятельными людьми работать будет очень сложно. И то, что с начала года на импорт многих товаров установлена нулевая ставка, ситуацию едва ли изменит. К тому же, узбекским предпринимателям это также не нравится, как и в свое время их казахским коллегам. 

Тем не менее, товарооборот с Узбекистаном удалось нарастить сразу на 21% за год. Позиции Казахстана сильны в экспорте: поставки на рынок юного соседа увеличились сразу на 29%. К концу следующего года товарооборот между странами планируют довести до 5 миллиардов долларов США. 

Напомним, в июне 2019 года в Ташкенте под председательством премьер-министра РК А. Мамина и премьер-министра РУ А. Арипова состоялось 18-е заседание Совместной межправительственной комиссии по сотрудничеству между Казахстаном и Узбекистаном.
«Наш рынок остается привлекательным для иностранных компаний. Это послужит основой для улучшения наших взаимных инвестиционных отношений. В настоящее время на территории Казахстана действует более тысячи совместных предприятий с инвестиционным капиталом. По итогам заседания межправительственной комиссии было подписано 27 документов на общую сумму более 1,5 млрд долларов. Кроме того, стороны обсудили детали развития Международного центра торгово-экономического сотрудничества на границе двух государств. Реализация этого проекта позволит упорядочить приграничную торговлю и улучшить контрольно-пропускную инфраструктуру», — сказал Аскар Мамин. По словам Арипова, празднование Года Казахстана в Узбекистане послужит основой для дальнейшего укрепления двусторонних отношений. Также растёт потенциал сотрудничества в сферах туризма, науки и образования, медицины и медицинских технологий.


По итогам 4 месяцев 2019 года экспортные поставки РК в соседний Узбекистан достигли 672,3 млн долл. США — на 28,5% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее.
Основными экспортируемыми товарами являются пшеница и меслин (118,7 млн долл. США), полуфабрикаты из железа (62,7 млн долл. США), нефть и нефтепродукты (42,3 млн долл. США).

Импорт из Узбекистана за 4 месяца вырос незначительно (всего +0,3% за год), до 197,7 млн долл. США.

Основные товары, завозимые из Узбекистана — полимеры этилена (21,6 млн долл. США), свинцовые руды и концентраты (19,5 млн долл. США), нефтяные газы и углеводороды (19,2 млн долл. США).

Как видно, структура торговли между странами достаточно пока достаточно примитивна: пшеница, нефть и нефтепродукты в обмен на полимеры и свинцовые руды.

Однако, обе стороны понимают, что основные резервы – в приграничной торговле. Поэтому создание международного центра торгово-экономического сотрудничества потребует реальной активизации инвестиционного сотрудничества и развитие транспортно-логистического взаимодействия.

По данным Госкомитета по инвестициям РУз, объем привлеченных иностранных вложений и кредитов за 2011–2016 годы снизился в 1,7 раза, до $1,903 млрд. Либерализация вывода валютной прибыли из страны дала свои результаты, введение в 2016 году режима одного окна для инвесторов, упрощение системы налогообложения дают пусть и не щедрые, но ощутимые плоды. По официальным данным, в 2017 году Узбекистан освоил более $2,4 млрд прямых иностранных инвестиций. По прогнозам президент Мирзиёева, в 2019 году этот показатель «достигнет 4,2 миллиарда долларов».

Однако ожидания, что узбекские предприниматели очень скоро обгонят казахстанских пока еще можно ожидать весьма и весьма завышенными. Разрыв в уровне инвестиционных и управленческих навыков все еще очень ощутим. Поэтому скорее можно говорить об экспансии казахских брендов в Узбекистане. Другое дело, что пока о реальных результатах говорить рано: «Мега», Астана-моторс, Kolesa Group, билетный сервис «Тикетон», Halyk Bank и «Freedom Finance» пока уклончиво комментируют эффективность своих проектов. В то же время, очевидно, что узбекский рынок «голоден» не только до инвестиций, но и технологий и кадров.

Если для Узбекистана мы третий по значимости партнер после Китая и России, то в перечне основных инвестпартнеров Казахстана Нидерланды, США, Великобритания, Россия... По данным Нацбанка РК, Узбекистан стоит на 30-м месте по казахстанским обязательствам ($184 млн на 1 октября 2018 года) и на 39-м – по уровню казахстанских активов ($216,4 млн).

Казахский бизнес не спешит вкладываться в южного соседа, предпочитая вкладываться в такие совсем не соседние страны, как Грузия ($241 млн активов) или Украина ($298,8 млн активов). Даже в экзотическую Мексику казахстанцы инвестируют почти в два раза больше, чем в ближайшего южного соседа – $453,8 млн активов. На сайте Министерства инвестиций и внешней торговли РУз в разделе «Страны, интересующиеся Узбекистаном», указаны США, Россия, Китай, Япония и т.д., но Казахстана в этом списке нет.

В перечне реализуемых крупных инвестпроектов в Узбекистане есть проекты от $1,2 млн (строительство электростанции, YildirimGroup, Турция) до $6,25 млрд (освоение газовых месторождений, Lukoil, Россия). По данным Госкомитета РУз по инвестициям, из $11,8 млрд иностранных инвестиций и кредитов за последние годы 73% было направлено в нефтегазовую отрасль. «Газпром», «Новатэк», CNPC, Total расширяют свое присутствие в добыче углеводородов, индийцы инвестируют в фармацевтику, турки – в строительство. Все это капиталоемкие отрасли. Казахстанцы же осторожно осваивают финансовый сектор и онлайн-продажи.

Правда, в приграничной южно-казахстанской области уже реализуются инвестиционные проекты с узбекскими капиталами. Например, в прошлом году на территории индустриальной зоны Бадам запустили цех по выпуску газовых плит. Кроме того, в индустриальной зоне в г.Шымкент ведется строительство битумного завода с объемом инвестиции 8,6 млн.долл.США. Также прорабатывается еще несколько совместных проектов.

Как ни странно, но причина этого скорее всего объясняется тем, что казахи и узбеки попросту пока не доверяют друг другу. Ситуацию могла бы быть чья-то история успеха, но если она и случится, то скорее всего не так скоро, поскольку все заявленные проекты начинаются со слова «намерение».

 

Оставить комментарий

Бизнес

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33